Почему большинство вузов не готовы учить студентов-инвалидов
Опубликовано 10 декабря 2010Несмотря на то что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Основная причина - в отсутствии для них особых условий: пандусов, просторных лифтов, туалетов. В институтских библиотеках нет книг со специальным шрифтом для слепых и оборудования для слабослышащих.
- Мы проводили опрос среди инвалидов в 200 вузах. Оказалось, самое сложное при обучении - отсутствие доступной среды, - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий. В свое время два его лучших педагога - профессора математики в университете - были слепыми. Но при этом знали свой предмет блестяще и были потрясающими учителями. Сейчас на психологическом факультете МГУ работает выпускник интерната для слепоглухонемых детей, который и сам окончил этот факультет. Но, к сожалению, таких примеров единицы. Среди российских вузов самые оптимальные условия для людей с ограниченными возможностями созданы в знаменитой Бауманке. Там с 1934 года обучают инвалидов по слуху. Начинался проект с пяти человек, а сейчас в вузе учится несколько групп, причем многие занятия у инвалидов проходят вместе со здоровыми сверстниками. В Бауманке есть штат сурдопереводчиков, кабинеты оборудованы усиливающей техникой и зеркалами.
Все выпускники после окончания без труда находят работу и получают приличную зарплату не меньше здоровых сокурсников. Но, как ни странно, большого конкурса на это отделение нет. К сожалению, сказывается иждивенческая, пассивная позиция многих инвалидов. Зачем утруждать себя учебой или работой, если вполне комфортно можно жить на пособия и пенсию? Каждый год преподаватели Бауманки встречаются с учениками выпускных классов - своими потенциальными студентами и убеждают их попытаться получить высшее образование.
В РХТУ им. Менделеева - другая проблема. В вузе учатся 20 инвалидов. И условий для них, прямо скажем, нет никаких. Университет располагается в зданиях, которые строились по старым проектам и совершенно не приспособлены, к примеру, для передвижения колясочников.
- Можно ли в старые здания вписать какие-то элементы, которые облегчили бы продвижение колясок? - задает вопрос президент РХТУ Павел Саркисов.
Оказывается, да. Ассоциация строительных вузов России предложила отражать в учебных программах для будущих зодчих особые запросы инвалидов. В Московском государственном строительном университете уже начали готовить проектировщиков, которые будут учитывать потребности таких студентов. А в программу "Доступная среда" можно внести графу о выделении денег на модернизацию старых зданий вузов. В Самарском государственном аэрокосмическом университете разработаны современные модели колясок, которые легче и удобнее в управлении, чем нынешние. А главное - дешевле. Но запустить их производство пока не удалось. У вуза нет для этого возможностей, а у бизнеса - интереса.
Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, считает, что на создание доступной среды вуз должен отчислять не менее 20 процентов средств, которые ему отпускаются на реконструкцию. При этом нельзя забывать и о том, что для студентов-инвалидов надо создавать места в общежитиях, которые должны находиться в максимальной близости от вуза. А лучше - на его территории, что тоже непросто. У большинства российских вузов, в том числе и у "вышки", кампусы расположены далеко от учебных корпусов. А вот в РГГУ, МГУ, например, на территории университетов есть общежития и проблему с местами для инвалидов можно решить безболезненно.
Для того чтобы абитуриенты-инвалиды смогли получить высшее образование, они должны окончить школу. Причем обычную, не коррекционную. Программа коррекционных школ, где сейчас в основном и учатся инвалиды, не позволяет выпускникам поступать в вуз. В таких школах просто не сдают ЕГЭ, а без него не возьмут в вуз. Другое дело - инклюзивное образование, которое сегодня активно предлагается взамен коррекционного тем, кто при определенных условиях мог бы учиться в обычной школе. Но инклюзив возможен лишь там, где родители здоровых учеников готовы к тому, что рядом будет учиться ребенок-инвалид. Увы, таких "продвинутых" родителей немного.
Директор реабилитационного центра "Детство" Евгений Лильин, который всю жизнь помогает детям с тяжелыми наследственными недугами, считает, что инклюзив может быть успешен только там, где родители имеют высокий уровень образования и социальный статус.
- Я был в 36 странах, везде интересовался, как идет обучение инвалидов. Лучше всего - в Германии, где за парты в массовой школе садятся 20 процентов детей с синдромом Дауна. А у нас многие родители до сих пор думают, что он передается при рукопожатии.
К инклюзиву не готовы и многие учителя. У педагогов нет специальных знаний для работы с инвалидами, им некогда заниматься особыми детьми. Ведь новые модели оплаты труда, на которые перешли школы во многих регионах, предполагают четкую зависимость между учениками в классе и окладом. Чем больше учеников, тем выше зарплата. Если у тебя в классе сидит 25 человек, тут не до шрифта Брайля и сурдоперевода. Отдельный вопрос - безопасная среда в школах, где, как и в вузах, нет пандусов, лифтов, приспособленных туалетов, а кабинеты такие тесные, что коляске негде развернуться.
Тьюторов, которые могли бы помогать учителям, как это делается в европейских странах, у нас пока нет. Никаких надбавок за работу в классе, где есть дети-инвалиды, педагогам обычных школ тоже не полагается.
- Учителя боятся инклюзива, хотя, если разобраться, государству очень выгодно, чтобы дети-инвалиды заканчивали школы, учились в вузах, работали и отчисляли налоги. Ведь тогда государству не придется платить им пенсию, - считает член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Ирина Ясина. - Я тоже человек с ограниченными возможностями и уверена, что выражение "в здоровом теле - здоровый дух" неверное.
Справка "РГ"
Вузы, где есть условия для обучения инвалидов, в том числе колясочников, слабослышащих и слабовидящих:
МГТУ им. Баумана; Государственный специализированный институт искусств; Московский городской психолого-педагогический университет; Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями ОДС; Международный независимый эколого-политологический университет; Новосибирский государственный технический университет.
Источник: официальный сайт Российской газеты