А. Фурсенко: Необходимо убрать искусственные барьеры между образованием и наукой
Опубликовано 02 ноября 2004Российскому гуманитарному научному фонду исполнилось 10 лет. Участникам торжественного собрания в Доме ученых РАН, посвященному этому событию, были зачитаны приветственные слова от президента, председателя Госдумы, правительства.
Министр образования и науки А. Фурсенко, принявший участие в собрании, заявил, что повышенное внимание представителей всех ветвей российской власти к юбилею отнюдь не случайно, поскольку РГНФ многое делает для создания в стране общего научно-образовательного пространства. По словам г-на Фурсенко, стремление к реальному взаимодействию двух этих сфер – не только ведомственная, но и государственная задача.
Министр отметил, что сегодня для повышения профессионального статуса ученого необходимо убрать искусственные барьеры между образованием и наукой. "Это чисто формальные ограничения, не позволяющие академиям наук заниматься вопросами образования. И наоборот, университетам – более активно работать в научной сфере", – подчеркнул Фурсенко.
Хорошим примером слияния, по мнению А. Фурсенко, является советская система технического образования: тогда в ведущих учебных заведениях и научных институтах создавалось по несколько базовых кафедр, где научные открытия как бы являлись частью учебного процесса, и наоборот. "Такая система была очень эффективной, и ее, кстати, придумали в нашей стране, – заявил Фурсенко. – Сейчас у нас зреет целый пакет законопроектов, которые не просто возродят нашу же практику, но и достаточно жестко закрепят ее законодательно. Это позволит использовать собственность научных и учебных организаций как для науки, так и для учебного процесса. Это даст возможность "перекрестного" финансирования, при котором поощрялось бы, в том числе, грамотное распределение ресурсов".
Объединение должно проходить в условиях максимальной открытости, подчеркнул Фурсенко. "Информация о качестве тех или иных институтов, образовательных центров должна быть полностью доступна всем, кому она необходима. Чтобы все желающие могли свободно ориентироваться, выбирать и понимать, надо переводить информацию с "птичьего языка" фундаментальной науки на русский", – заявил министр. По его мнению, в настоящее время эти мощные преобразования стали вполне осуществимы. "Сегодня мы вышли из той сложной ситуации, когда вся социальная сфера была в запущенном состоянии. Теперь у нас есть уникальный шанс, который надо использовать для создания единой системы науки и образования", – отметил Фурсенко.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru.