Александр АДАМСКИЙ: Нам предстоит год острых дискуссий
Опубликовано 09 марта 2011Образовательная политика в десятые годы двадцать первого века будет строиться вокруг нескольких институциональных проектов. Можем их перечислить: законопроект «Об образовании», национальная инициатива «Наша новая школа», проекты федеральных государственных образовательных стандартов, комплексные проекты в рамках Федеральной целевой программы развития образования. При этом основные ориентиры, вероятно, будут сформулированы в рамках разработки стратегии развития страны до 2020 года.
Поскольку в 2011 году нам предстоит избрать парламент, а в начале 2012 года – президента страны, острая дискуссия, скорее всего, без принятия окончательных решений, продлится ровно год, до марта 2012-го.
А учитывая активность общества при обсуждении проекта стандарта старшей школы, можно надеяться, что этот год пройдет в очень острых дискуссиях о стратегии развития образования.
Я думаю, что взрыв интереса к образовательной политике на примере стандартов произошел почти случайно, поскольку ситуация со стандартами уже более года является фактически ключевой и на стандартах сошлись и проявились самые показательные черты российской образовательной политики. С моей точки зрения, самой характерной чертой этой политики является отсутствие большой политической рамки. В демократической стране, где партии заседают в парламенте, глава государства побеждает на всеобщих выборах и идет политическая борьба за власть, образовательная политика является существенной частью этой борьбы. К сожалению, надо признать, что сегодня в России, по крайней мере внешне, образовательная политика представляется как сугубо ведомственная. Не правящая политическая партия выдвигает инициативы, законопроекты, формирует политические основания для принятия решений в сфере экономики образования, системы оплаты труда и других системных решений. Все это подается как предложения ведомства, которое, кстати, по своему функционалу и должно вырабатывать политику в сфере образования, но когда эти решения становятся достоянием общества или привлекают медийное внимание, в одночасье оказывается, что ведомственная логика, ведомственная стилистика, ведомственные основания являются заранее (до дискуссии) проигрышными, по сравнению с экспертной логикой, политическими основаниями или просто житейским здравым смыслом оппонентов.
Если решения в области образования не обсуждены на всех этих уровнях заранее, причем именно на языке экспертов, политиков и на бытовом языке, то представление сразу ведомственного документа заведомо приводит к сокрушительному поражению авторов.
Представьте себе, что вы собираетесь строить дом, и вам вместо картинок и понятных описаний предъявляют чертежи и технические характеристики. Да еще и требуют за это деньги. Конечно, вы разозлитесь и пошлете навязчивых строителей куда подальше.
Школа всегда была и будет яблоком раздора, в том числе и политического. Достичь общего согласия в вопросах образования невозможно, а простор для спекуляций, популизма, облыжных обвинений, вранья и клеветы – безбрежный. И основная проблема в том, что граждане любят свой прошлый школьный опыт и с подозрением относятся к неизвестному будущему, особенно если оно связано с переменами.
Но это означает ровно то, что формирование представлений о переменах – сложный политический процесс, его нельзя, вредно, безрассудно делегировать ведомству и потом сокрушаться: «Как-то все неприятно получилось, народ не понял…»
А образование невозможно без перемен. И образовательная политика в любой стране – это выработка решений об изменениях в системе образования. И предстоящий год покажет нам, насколько российский политический класс дорос до уровня образовательной политики.
Увидим.
Источник: сайт - Инновационная образовательная сеть