Поволжский Образовательный Портал

В Москве под эгидой Московского студенческого центра в очередной раз состоялся Международный форум "Карьера"

Опубликовано 03 ноября 2004

На этой неделе в Москве под эгидой Московского студенческого центра в очередной раз состоялся Международный форум "Карьера" - одно из крупнейших мероприятий в области образования, проходящее два раза в год в ГЦКЗ "Россия". Те, кто уже выбрал профессию, могут найти подходящую работу. Не определившиеся - увидеть, какие вакансии существуют, какие профессии наиболее востребованы. Ведь выбору работы предшествует не менее важный выбор - будущей профессии. Каким образом может сориентироваться в этом вопросе старшеклассник, кто (кроме родителей) ему в этом поможет?

Около стенда центра тестирования МГУ "Гуманитарные технологии" толпилось множество молодых людей. Корреспондент "Известий" тоже попробовала узнать, верно ли она выбрала профессию. Получив два листа с вопросами и "мужественно" ответив на них, узнала, что моя идеальная профессия - дошкольный педагог или гувернер... Также подходящими оказались профессии психолога-консультанта, бармена, стюардессы и тренера. Журналист был обозначен лишь на шестой позиции. Как знать, может быть, если бы я узнала об этом раньше, моя жизнь сложилась бы совсем по-другому...

Подобное тестирование, особенно важное для старшеклассников, можно пройти и в виртуальном режиме на сайтах профориентационных центров. Так, виртуальный Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения при Комитете труда и занятости правительства Москвы разместился по адресу www.prof.labor.ru, а Ярославский областной центр профориентации "Ресурс" организовал интернет-сайт "Психология образования" - www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/psih.

Но многие специалисты считают, что реальная беседа намного эффективнее компьютерного теста, и за некое денежной вознаграждение можно получить консультацию профессионального психолога. Профориентационные центры организуют и тренинги для тех, кто уже знает, кем хочет стать, но понимает, что ему не хватает определTнных личностных качеств.

Согласно многочисленным опросам, проводимым в школах, большинство российских старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение. И если в далеком эсэсэровском прошлом школьники поголовно мечтали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то в российском настоящем дети мечтают редко - чаще они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии. В то же время количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависит не от спроса на них на рынке труда, а от популярности этих специальностей среди населения.

Робкие попытки решения сложившейся проблемы вылились в концепцию перехода старшеклассников на профильное обучение. На выбор ученикам 9-10-х классов предлагаются четыре профиля: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и технологический. Проблема в том, что не каждый подросток, закончивший 9-й класс, может решить, в какой класс ему идти; он еще не понимает, чем точно хочет заниматься.

В пионерском прошлом наших мам и пап были широко распространены кружки: кто-то пел, кто-то шил, мастерил авиамодели - в общем, каждый был при деле, которое часто в будущем и становилось его профессией. Оказывается, что в скандинавских странах и сейчас очень распространен метод "образовательных кружков", именно для знакомства человека с той или иной профессией. В России же наблюдается интересная закономерность - многие подростки не посещают кружков, курсов, школ дополнительного образования, потому что просто не знают, где они находятся. Вот и получается, что российские школьники ничем не увлечены. А поскольку до поступления в вуз мало кто пробует работать и школы не организуют никакой познавательной практики, то представления о будущей работе у старшеклассников далеки от действительности.

На сайте www.mccme.ru/circles представлена информация о бесплатных кружках, факультативах и других мероприятиях дополнительного образования для московских школьников. В основном это занятия по математике и физике при столичных вузах, школах и гимназиях, но можно встретить и объявления о семинарах по лингвистике, робототехнике и по многим другим интересным наукам. Встречаются и более экзотические факультативы. Например, в Ростове-на-Дону детям предлагают заниматься декоративным цветоводством и гидробиологией. При ИССА действует африканский лекторий, при МГУ - геологическая школа и школа юного журналиста.

Многочисленные кружки существуют при музеях: кружок дарвиновского музея, археологические кружки при музеях краеведения, минералогический кружок в музее имени Ферсмана. Что-то осталось в наследство еще с советских времен в районных домах творчества. Правда, в основном там преобладают танцевальные кружки и кружки по различным видам рукоделия.

Вот еще один пример. Хотя на Западе термина "профессиональная ориентация" в буквальном смысле слова не существует, его заменяет термин "развитие карьеры". Программа "Career development" предусматривает включение информации о будущей карьере во все академические предметы, встречи с представителями разных профессий, посещение предприятий и рабочих мест, получение опыта работы, использование специальных центров карьеры, поддержку выпускников после окончания учебного заведения. В США в 1994 г. был принят акт, названный "Sсhool to Work", в соответствии с которым главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Согласно этому документу, приоритетной задачей является подготовка школьников и студентов к будущей работе и карьере путем объединения академических и профессионально-технических знаний, заблаговременного выбора рабочего места, поддержания связи между образовательными учреждениями и предприятиями.

КТО ДАЕТ СОВЕТЫ

Катя Козлова, ученица 10-го класса :

- Честно говоря, я пока не знаю, кем хочу стать. Профориентацию, наверное, прошла бы, это интересно. Но в нашей школе ее проводили один раз и то в рекламных целях вуза, в который никто не хочет идти.

Маша Савельева, ученица 11-го класса :

- Я совершенно не знала, кем хочу стать. Но в девятом классе мама порекомендовала мне пойти в школу журналистики - так я и определилась.

Юра Коробов, студент четвертого курса, юрист :

- В одиннадцатом классе близкие убедили меня в том, что я должен стать юристом. А времени на раздумья почти не оставалось. В итоге, проучившись три с лишним года в юридическом вузе, я понял, что больше всего мне нравится "копаться" в компьютерах. И теперь, видимо, буду получать второе образование, связанное именно с этим. Александра ЩЕГОРЦОВА

Об этом сообщает сайт Rambler mass media.

Другие матералы рубрики: