Андрей Фурсенко: Новые образовательные стандарты должны ориентироваться на модель будущего
Опубликовано 21 марта 201119 марта 2011 года состоялось расширенное заседание коллегии Минобрнауки России по вопросу "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год". В заседании приняли участие руководители федеральных органов власти, представители субъектов Российской Федерации, руководители высших и средних профессиональных образовательных учреждений, научных организаций. С докладом на коллегии выступил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. В своём выступлении он затронул вопросы развития дошкольного, общего и профессионального образования, модернизации науки и поддержки инноваций.
Министр отметил, что весьма позитивно относится к дискуссии, которая развернулась вокруг проекта нового стандарта для старшей школы (10-11 кл.). "В рамках обсуждения впервые затронуты ключевые вопросы для общества - содержания образования и его результатов, что свидетельствует о возрастающем интересе общества к образованию. Благодаря конструктивным предложениям уже сейчас, на стадии обсуждения, стандарт улучшился. При этом мы должны закладывать в стандарты образования модель экономики и общества будущего", - подчеркнул А.Фурсенко. Министр ещё раз отметил, что проект стандарта для старшей школы не будет принят, пока не будет достигнуто согласие по его ключевым положениям.
А.Фурсенко отметил, что качество образования и результаты обучения тесно связаны с объёмами финансирования: "Чем больше в школе качественно работающих и успешных учителей, тем больше учеников в неё стремится, тем выше объём субсидии для школы". При этом способность к постоянному обучению выступает как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда. Также очень важно, чтобы ребятам нравилось учиться.
По мнению Министра, большое влияние на развитие ребёнка оказывает дошкольное образование. Улучшение системы дошкольного образования создаёт равные условия для первоклассников, для их успешной учёбы в школе. Касаясь актуальной темы очередей в дошкольные образовательные учреждений, он отметил, что в 2009 году она составляла 1 миллион 700 тысяч детей, а сегодня возросла до почти 2 миллионов. "Причиной роста выступает ажиотажный спрос. В очередь встают тогда, когда детский сад ещё не нужен. Сегодня среди тех детей, которые стоят в очереди, около 33% детей в возрасте до 1,5 лет, ещё 35% - от 1,5 до 3 лет". Министр отметил, что решение данной проблемы является приоритетной задачей Министерства, в ушедшем году удалось нормативно закрепить и наладить работу в регионах по развитию семейных детских садов, групп кратковременного пребывания, детских садов при школах и учреждениях дополнительного образования.
Говоря о развитии профессионального образования, глава Минобрнауки России отметил, что современная, динамично развивающаяся экономика предъявляет особые требования к рынку труда и системе высшего образования, ставя под сомнение целесообразность узкоспециализированной подготовки профессиональных кадров, требуя большую гибкость при подготовке специалистов, их адаптацию к новым вызовам. "Уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети вузов, которые становятся основой для новой эффективной высшей школы России", - подчеркнул А.Фурсенко. Общий объём бюджетных средств, направляемых в 2010-2012 годах на реализацию программ развития 29 национальных исследовательских университетов и 8 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, составляет 69 млрд. рублей.
Касаясь темы интеграции образования и науки, Министр сообщил о продолжении проекта по привлечению ведущих учёных, задачей которых является формирование исследовательских лабораторий международного класса на базе российских вузов. В 2010 году по итогам серьёзного конкурса было отобрано 40 победителей, среди которых есть как российские, так и иностранные учёные.
В рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" в 2010 году в научных исследованиях приняло участие почти 57 тысяч высококвалифицированных исполнителей (более 15% общего числа научных сотрудников России), среди них 41,5 тысяч - молодые учёные и студенты. "Целью этой программы является привлечь и закрепить к 2013 году в сфере науки и высоких технологий около 12 тысяч высококвалифицированных специалистов", - подчеркнул А.Фурсенко.
Министр также сообщил, что для улучшения условий работы государственных научных фондов (РФТР, РФФИ, РГНФ, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) Правительством России внесён в Госдуму законопроект, который позволит определить особенности правового статуса фондов, их организационной структуры, установить единую систему налоговых льгот, а также определить требования к отбору фондами финансируемых проектов. "При этом мы не должны допустить снижения объёма финансирования фондов. Надеемся, что наши предложения по увеличению их поддержки в 2012-2013 годах будут приняты", - отметил глава Минобрнауки России.
Завершая выступление, Андрей Фурсенко подчеркнул, что все проекты и новации в сфере образования и науки будут тщательно обсуждаться, проходить апробацию и корректироваться с учётом полученных результатов. В частности, летом будет опубликована третья версия проекта закона "Об образовании в Российской Федерации", в которой будут учтены предложения и замечания, поступившие к проекту в ходе общественного обсуждения в Интернете. Новая редакция будет обсуждаться в рамках августовских педагогических совещаний во всех российских регионах.
Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ