Инновационной деятельности молодежи мешает устаревшая структура образования
Опубликовано 17 мая 2011В Общественной палате прошла конференция "Модернизация и инновационное развитие: глобальное партнерство". Выступающие говорили больше о проблемах, нежели об успехах. Похвастаться-то особенно нечем. На тему инноваций сейчас много говорится, но мало делается. Хотя кое-какие достижения бесспорно есть.
В своем выступлении заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Олег Рожнов говорил о том, как в стране создаются советы молодых ученых и специалистов (СМУС). На сегодняшний день такие советы действуют в 81 субъекте Российской Федерации. Они ведут диалог с местными властями и лоббируют интересы талантливой молодежи в регионах. Это теперь не стихийное явление, а инфраструктура. В целях установления правового статуса молодых ученых в Российской Федерации Минспорттуризм России направил в Минобрнауки России предложения о внесении изменений в законодательство в части закрепления понятия "молодой ученый".
В прошлом году при поддержке было проведено II Всероссийское совещание и школа молодых ученых и специалистов. Лучшие были номинированы на премии, стартовал проект создания Молодежного инновационного центра на базе Технопарк "Система-Саров". Он рассматривается как пилотный проект по созданию эффективно работающей модели системы поиска, отбора и последующей коммерциализации инновационных проектов. Победителями были признаны семь проектов с общим объемом финансирования более чем на 380 млн руб.
На самом же деле все не так гладко, как в отчетах чиновников. Современное поколение, уникальные дети, заявка на инновационный курс развития страны - все это требует конструкторской работы с фундаментом модернизации - системой образования.
"Вузы категорически не приспособлены под новые вызовы: и возраст уважаемых ученых умов не позволяет воспринять юношеский задор, и размаха для творчества маловато: студенты выполняют работы в интересах своих преподавателей и научных руководителей, а для собственной реализации времени и возможности нет", - считает координатор движения "Я - инноватор" Роман Тарасенко. Движение планирует создание во всех российских вузах небольших экспериментальных площадок, студенческих лабораторий, в которых бы студенты выполняли различные инновационные проекты. Следующий этап - объединение всех российских вузов в научно-социальную сеть, где они обменивались бы идеями, участвовали бы в разработке совместных проектов. Многие корпорации России могли бы там готовить для себя молодые кадры. Но когда инициаторы начали реализовывать этот проект, они столкнулись с рядом проблем. Во-первых, инновационных идей нет или они не обоснованы экономически. Те направления, по которым работают студенты, устарели. Основная научная деятельность всех студентов сводится к тому, что они выполняют те или иные работы в интересах своих преподавателей и научных руководителей. У них практически не остается никакой возможности для творческой самореализации. К тому же администрации вузов встретили в штыки идею создания инновационных площадок. Вузы и промпредприятия существуют отдельно, государство пытается объединять их на различных площадках, чтобы инновационным идеям приделать ноги и сделать их привлекательными для бизнеса, но пока это плохо получается.
У молодежи свои чаяния и свои вопросы. Какие проекты, например, считать инновационными? Надо ли вкладываться в фундаментальные идеи, которые обретут экономическую привлекательность спустя 10-15 лет? Как защитить свою идею от недобросовестных бизнесменов, которые крадут мысли и наживаются на незащищенности интеллектуального труда. У молодежи нет понимания, как строить карьеру, как работает социальный лифт, как выживать с непопулярной, но интересной профессией. Пока нет ответов на эти вопросы, инновации будут существовать только в отчетах чиновников и статьях журналистов.
Источник: официальный сайт Российской газеты