Кредиты будущего, в качестве гарантий — интеллектуальный капитал
Опубликовано 09 ноября 2004Теперь можно получить качественное платное образование в престижном вузе вне зависимости от своего материального положения. Главное — иметь богатый интеллектуальный потенциал.
Мысль о платном образовании сначала казалась нам кощунственной. Со временем мы привыкли, что и за обучение нужно платить. Не просто привыкли, а даже нашли в сложившейся ситуации ряд плюсов. Остался вопрос: откуда взять деньги? Можно понадеяться на стабильно высокую зарплату. Можно заложить квартиру и взять кредит в банке. Но есть другой путь, при котором риск остаться на улице исчезает, а выгоды перестают ограничиваться получением диплома.
Говоря об альтернативе банковским кредитам, мы подразумеваем программу «Кредо», которую реализует компания «Крэйн». В основе программы заложено получение целевого образовательного кредита на уникальных для заемщика условиях.
Абитуриент может подписать договор, согласно которому на счет вуза будет посеместрово перечисляться необходимая сумма (до 25 тысяч долларов за весь срок обучения). Причем для подписания договора не понадобятся ни залоги, ни поручители. Это дает возможность получить кредит выпускнику, по определению не владеющему имуществом и капиталом. Главное — показать хорошие результаты на вступительных экзаменах.
Впрочем, абитуриента нельзя считать вовсе не способным обеспечить свой кредит какими-то гарантиями, ведь он располагает весьма ценным капиталом — знаниями. При условии, что эти знания будут подкреплены дипломом престижного вуза, способный студент сможет устроиться на такую работу, которая позволит вернуть полученные средства. Вот почему при выдаче кредита по программе «Кредо» учитывается именно интеллектуальный капитал студента, а не финансовый. Поэтому воспользоваться условиями программы «Кредо» могут абитуриенты, заявившие о своем желании участвовать в программе и рекомендованные приемной комиссией вуза по результатом экзаменов.
Денежные средства предоставляются молодому человеку на срок 10 лет под 10% годовых. Это минимальная процентная ставка на рынке образовательного кредитования. Для сравнения: в банках ежегодный процент может доходить до 20%.
Большой интерес представляет также необычная система возврата займа. Участники программы по желанию могут воспользоваться льготным периодом на пять лет. То есть в процессе обучения никто не будет требовать деньги со студента, которому нужен в первую очередь опыт работы, а не заработок. С другой стороны, начинать выплаты можно хоть со второго года, и по договору предусмотрено досрочное погашение кредита. В этом случае единовременная сумма возврата должна быть не менее 500 долларов. Возвращать деньги в банк «Союз», который является партнером компании «Крэйн» по программе, можно согласно индивидуальному плану — в зависимости от срока и стоимости обучения, а также досрочных взносов.
Итак, вопрос с деньгами решен, и перед абитуриентом встает еще один сложный вопрос: какой вуз выбрать? Ответственный выбор может пасть только на такой вуз, окончание которого позволяет рассчитывать на достойный заработок. Думая о качественном образовании, мы в первую очередь вспоминаем такие вузы, как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская экономическая академия им. Плеханова, Московская сельскохозяйственная академия. Именно эти ведущие фундаментальные и отраслевые вузы были выбраны для участия в программе «Кредо». На сегодняшний момент воспользоваться предложением компании «Крэйн» могут абитуриенты первых курсов дневных отделений этих вузов. Таким образом, гарантией успешности студента выступает еще и репутация выбранного вуза.
Можно с уверенностью говорить о том, что рынок труда проявит интерес к выпускникам, в биографии которых отражен факт участия в программе образовательных кредитов. Согласитесь, что столь ответственное решение может принять только человек, хорошо представляющий свои цели на время обучения, знающий цену образованию, а потому заинтересованный получать максимум возможных знаний.
Положительную оценку кредитования высшего образования дают не только студенты, их родители, вузы и работодатели. Отношение государства к этому процессу сформулировано в «Послании к Федеральному Собранию» Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Считаю также, что в интересах отечественного бизнеса — участвовать в подготовке необходимых экономике специалистов, используя для этих целей образовательные кредиты. Эта практика уже применяется, нужно ее активнее использовать».
Особенности программы «Кредо», возможности частного бизнеса в сфере образования мы обсуждали с генеральным директором компании «Крэйн» Михаилом МАТРОСОВЫМ
— О чем говорят результаты приемной кампании, во время которой было выдано более 350 кредитов? — Оценивать количественным методом результаты кампании 2004 года трудно, потому что опыт внедрения программы «Кредо» — это эксперимент. Мы предлагаем высшей школе и государству апробировать новый подход в отношениях инвестор — вуз — студент. В этом процессе важны качественные показатели. — Как относятся к программе преподаватели вузов? — Преподаватели положительно оценили наше предложение и отметили свою заинтересованность в развитии программы «Кредо». Ведь к ним приходят студенты, которые по уровню знаний соответствуют возможности у них учиться да еще имеют возможность платить за обучение. Увеличение бюджета — аргумент прагматический. — Каковы функции компании «Крэйн» в реализации программы? — Компания «Крэйн» привлекает денежные средства с длинным сроком возврата и предлагает кредиты через банк. «Крэйн» — не кредитная организация, функцию кредитования выполняет профессионал в своей сфере деятельности, наш идейный и деловой партнер — банк «СОЮЗ».
Кроме того, компания «Крэйн» — идеолог и менеджер всей программы «Кредо». Менеджер в широком смысле слова: не тот, кто придумывает, как заработать деньги, а тот, кто развивает инновационный процесс. — Насколько программа соответствует сложившейся на сегодняшний момент ситуации в высшем образовании? — Она опережает ситуацию и помогает системе высшего образования вписаться в мировую практику финансирования высшей школы. Даже Европа с ее социалистическими признаками финансирования образования находится в стадии реализации непопулярных мер по привлечению средств граждан. А в США опыт образовательных кредитов имеет развитые традиции. Надеюсь, что с программой «Кредо» вузы станут сильнее, а студенты — ответственнее. — Принимает ли государство участие в программе «Кредо»? — Пока мы работаем без поддержки государства, на свой риск. Никто не давал в России денег несовершеннолетним ребятам без обеспечения. Нами двигает желание предложить государству и обществу проверенный путь инвестирования образовательной сферы. — Как вы думаете, возникнут ли компании, аналогичные по функциям и целям компании «Крэйн»? — Компаний, аналогичных «Крэйну», пока нет. Думаю, что будут. Наш опыт будет этому способствовать.
Екатерина Сорочкина
По материаллам сайта Учительская газета