О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования
Опубликовано 30 июня 2011N ИБ-733/12 от 22 июня 2011 г.
Руководителям образовательных
учреждений высшего и
дополнительного профессионального
образования и научных организаций
О формировании основных образовательных
программ послевузовского профессионального
образования
Министерство образования и науки Российской Федерации доводит до сведения руководителей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20700) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - федеральные государственные требования).
Просим привести основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования, по которым осуществляется подготовка аспирантов в образовательном учреждении или научной организации, в соответствие с утвержденными федеральными государственными требованиями для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации по этим образовательным программам с 2011/2012 учебного года. Рекомендации по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре прилагаются.
В настоящее время процедура государственной аккредитации определена Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184 (далее - Положение).
Согласно пункту 25 Положения к заявлению о проведении государственной аккредитации прилагается копия основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.
При осуществлении государственной аккредитации проводится экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям.
Процедура государственной аккредитации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при поступлении соответствующего заявления образовательного учреждения или научной организации и комплекта документов, указанных в Положении.
Приложение: на 4 л.
Заместитель Министра | И.П. Биленкина |
Приложение
Рекомендации по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре
Обучение аспирантов осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения) и научных организациях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования (аспирантура), по специальностям научных работников (далее - научные специальности), перечень которых определен Номенклатурой специальностей научных работников, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. N 59 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2009 г., регистрационный N 13561).
Образовательные учреждения и научные организации, осуществляющие подготовку аспирантов по определенным научным специальностям, самостоятельно разрабатывают, утверждают и устанавливают порядок реализации основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования) на основе Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 1365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2011 г., регистрационный N 20700) (далее - федеральные государственные требования).
Образовательная программа послевузовского профессионального образования представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В образовательных учреждениях и научных организациях должна быть обеспечена доступность всех документов образовательной программы послевузовского профессионального образования для аспирантов и преподавателей.
При разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования необходимо решить следующие задачи:
определить полный перечень обязательных дисциплин (история и философия науки, иностранный язык, специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта), и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в федеральных государственных требованиях минимальный объем теоретических занятий в зачетных единицах;
определить наиболее эффективные с точки зрения подготовки специалиста высшей квалификации и рационального использования кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения или научной организации виды учебных занятий, образовательные технологии и др. При этом необходимо иметь в виду, что федеральные государственные требования не содержат требований к недельной аудиторной нагрузке аспиранта, образовательный процесс в аспирантуре целесообразно связывать с применением учебных занятий и технологий, ориентированных на активную роль аспиранта в образовательном процессе, в частности, путем увеличения его самостоятельной работы;
определить сроки и эффективную форму прохождения практики, а также форму контроля и отчетности по ней. Образовательные учреждения и научные организации при отсутствии практики вправе перенести время, отведенное на нее, на освоение обязательных дисциплин.
Программы учебных дисциплин разрабатываются на основе паспортов научных специальностей с учетом особенностей сложившейся научной школы, и программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам.
При реализации основной образовательной программы подготовки аспирантов образовательным учреждениям и научным организациям предоставляется право вести преподавание специальных дисциплин отрасли науки и научной специальности в форме авторских курсов по программам, учитывающим результаты исследований научных школ, в том числе региональных.
Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Зачетные единицы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для увеличения объема изучения обязательных дисциплин, так и для других разделов образовательной составляющей. При этом аспирант должен быть поставлен в известность об изменении объемов нагрузки циклов, относящихся к образовательной составляющей. Учитывая, что одной из основных задач послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл обязательных дисциплин педагогические и психологические дисциплины.
Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года, за исключением обучения по отдельным научным специальностям технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым может составлять четыре года в очной форме, пять лет в заочной форме. В данном случае трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук увеличивается на 55 зачетных единиц.
Обучение в аспирантуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом аспиранта, разработанным на базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей научной специальности научным руководителем совместно с аспирантом.
Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются в сроки, определяемые образовательными учреждениями и научными организациями.
В индивидуальном плане аспиранта должны предусматриваться:
сдача кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине (по усмотрению образовательного учреждения или научной организации сдача кандидатских экзаменов может проводиться в несколько этапов), прохождение практики, систематические отчеты по освоению аспирантом обязательных дисциплин, проделанной научно-исследовательской работе и выполнению диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине вправе включать дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характером подготовки аспиранта;
подготовка диссертационной работы с указанием сроков ее завершения и представления ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук).
Директор Департамента профессионального образования | Т.М. Давыденко |
Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ