Поволжский Образовательный Портал

Совещание по социальному положению студентов

Опубликовано 14 сентября 2011

Президент обсудил с ректорами, представителями студенческих организаций, главами ряда регионов России вопросы повышения стипендий, улучшения условий проживания студентов и развития студенческих городков, проблемы медицинского обслуживания учащихся вузов.

В ходе совещания Дмитрий Медведев сообщил о подписании Указа, согласно которому с 2012 года в высших учебных заведениях, проводящих подготовку по пяти приоритетным направлениям модернизации экономики, будут выплачиваться именные стипендии. По поручению Президента будут также введены правительственные стипендии для студентов и аспирантов за особые достижения в образовании и науке.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Недавно я говорил, что планирую посвятить ближайшее время встречам и совещаниям по проблемам студенчества. Начался новый учебный год, есть очевидный резон поговорить по всем проблемам, которые касаются не только образования, но и студенческого быта, досуга – в общем, всего того, что связано со студенческой жизнью.

Сегодня у нас на совещании представители студенческих организаций, ректоры некоторых вузов. И конечно, я рассчитываю на то, что сегодняшнее совещание – оно у нас первое на эту тему – будет посвящено как раз основным проблемам студенческой жизни и разным предложениям по решению этих проблем.

В России более девяти миллионов студентов, это шесть процентов населения. Думаю, что эта цифра очень значимая, даже если сопоставлять нашу страну с другими государствами. И конечно, для страны принципиально важно, чтобы молодые люди получали востребованное образование и впоследствии занимали конкурентоспособные позиции в экономике, социальной сфере, были современными людьми, мыслящими, творческими и имели возможности для самореализации. В общем, это общие слова, но абсолютно точные тем не менее.

Вы знаете, что сейчас обсуждается проект закона об образовании, который формулирует новые подходы к качеству профессиональной подготовки, и это очень важно. Но, ещё раз подчеркну, не менее важно и то, каким образом, собственно, проходит студенческая жизнь, потому что в конечном счёте это влияет и на то, как человек учится. Это известно всем, кто учился в университетах. И поэтому от того, в каких условиях живут студенты в общежитиях, от того, есть ли в университете какие-то спортивные возможности, от того, как выглядит столовая в университете, в высшем учебном заведении, тоже очень многое зависит.

Поэтому предлагаю остановиться на нескольких вопросах.

Первое, что волнует студентов, – это, конечно, материальная сторона и стипендии. Размер стипендии, которую получают студенты сейчас, невелик – 1200 рублей. Эти стипендии и раньше, конечно, были небольшими, в тот период, когда я учился, но тем не менее в сопоставлении с теми покупательными возможностями, которые есть сегодня, по реальным покупательным способностям объём стипендий меньше, чем в советские времена. Тем не менее в сентябре этого года стипендии проиндексированы на девять процентов. Для наиболее успешных студентов стипендиальный фонд увеличен на 20 процентов. Стипендии будут распределяться по тем критериям, которые предлагаются Российским союзом студенческих организаций – наверное, это связано с учёбой: за успехи в учёбе, в научной жизни, а также за другие достижения включая спортивные.

Хотел бы также сообщить, что 10 минут назад я подписал Указ Президента о том, что с 2012 года будут выплачиваться именные стипендии в высших учебных заведениях, которые готовят кадры по пяти приоритетным направлениям модернизации нашей экономики. Студенты этих вузов будут получать по семь тысяч рублей, а аспиранты – по 14 тысяч рублей. Кроме того, вводятся по моему поручению правительственные стипендии и для студентов, и для аспирантов в размере соответственно 5 тысяч рублей и 10 тысяч рублей. Конечно, в масштабах всей студенческой братии эти цифры, может быть, не такие большие, я имею в виду по количеству студентов, но подчёркиваю, речь идёт, конечно, о тех, кто заслуживает особой оценки и по своему научному потенциалу, и по достижениям в образовании.

Помимо государственных отметок возможны и другие способы стимулирования студенческого труда. Мы с вами понимаем, что в большинстве стран всё-таки государственные стипендии тоже не являются большими, а в некоторых странах их просто нет. И здесь для того, чтобы улучшить ситуацию, я считаю, не последнюю роль мог бы сыграть бизнес, который на самом деле является, в конечном счёте, потребителем тех, кто заканчивает высшие учебные заведения. Именно бизнес заинтересован в подготовке студенческих кадров – конечно, качественных кадров, а не абы каких.

Хотел бы, чтобы вы тоже рассказали о том, как обстоят дела в ваших высших учебных заведениях, какова роль студенческих организаций в решении этих проблем, и по другим вопросам высказались.

Ещё одна тема, которая является исторической и очень сложной, – студенческие общежития. Не секрет, что многие из них построены десятки лет назад, а некоторые даже и сотни лет назад, они морально и физически устарели. Я вспоминаю своё студенческое прошлое. В нашем Ленинградском государственном университете общежития были такие, что туда без слёз невозможно было заходить. Я был из Питера и жил дома, но когда ходил в общагу к своим товарищам, то я думал не только о том, как здесь люди спят – они ещё как-то здесь учатся и получают неплохие отметки, демонстрируют приличные знания. Так было. К сожалению, ситуация существенно не изменилась. Это не значит, что не появились новые общежития. В новых высших учебных заведениях появились, кое-где обновились действующие общежития, но ситуация всё равно остаётся довольно сложной. Поэтому нам нужно не только вести реконструкцию существующих зданий, но и строить новые общежития, которые отвечают самым современным санитарным нормам и требованиям безопасности.

Общежития для студентов должны быть комфортными. Там не должно быть какой-то роскоши – достаточно посмотреть на зарубежные аналоги, – но должна быть вся инфраструктура, которая сегодня необходима современным студентам для получения знаний. Я имею в виду спортзал, медицинскую помощь – медпункт, комнаты для учебных занятий, тот же самый интернет (даже не обсуждается), кухня для приготовления нормальной пищи.

Но по-хорошему нужно стремиться к тому, что существует в передовых университетах в развитых государствах, – университетские городки. По такому принципу строятся новые университеты и их городки, имею в виду и кампус Дальневосточного федерального университета на острове Русский: кроме комфортабельных комнат – и бассейн, и стадион, и медицинский центр. Понятно, это абсолютно новый объект, на который, скажем откровенно, не пожалели денег и который, конечно, когда будет достроен, я уверен, будет весьма востребованным элитным учебным заведением в хорошем смысле этого слова.

Планируется строительство кампусов и в других вузах, в частности в МИСиСе, в вузах не только в Москве и на Дальнем Востоке. Но на самом деле, ещё раз подчёркиваю, ситуация с общежитиями и вообще со студенческими городками пока весьма сложная.

Очень важной темой является тема мониторинга здоровья студентов, потому что, очевидно, во время учёбы тот, кто учится по-настоящему, тратит силы, здоровье. И конечно, нужно смотреть за тем, каким образом оказываются медицинские услуги, как студенты себя чувствуют и какими они выходят из стен университетов. Нужно расширять и сеть студенческих санаториев, профилакториев там, где это возможно. В общем, об этой теме можно говорить довольно долго.

Хотел бы ещё раз также привлечь внимание к тому, что решение этой задачи зависит не только от федерального центра, тем более далеко не все высшие учебные заведения находятся на обеспечении со стороны федерального центра, очень многое зависит от региональных властей. Рассчитываю на то, что присутствующие здесь губернаторы тоже несколько слов скажут, как они планируют эти задачи решить.

Вот, пожалуй, и всё для начала работы. Но хотел бы также, чтобы мы с вами обсудили целесообразность использования различных кредитных механизмов, механизмов дотаций для решения проблем с оплатой жилья, питания, транспортных расходов и образовательных услуг, какие механизмы могут быть использованы для того, чтобы платные формы образования были более доступны. Всех приглашаю к обсуждению.

Не буду давать слово по списку – эдесь у нас свободная дискуссия должна быть. Поэтому, пожалуйста, поднимайте руки, имею в виду и ректоров, и представителей студенческого сообщества. Прошу.

<…>

Д.МЕДВЕДЕВ: Коллеги, сегодня много чего говорили. Сразу хотел бы сказать, что дискуссия на эту тему будет продолжена. Тем не менее прозвучали некоторые вещи, которые, мне кажется, необходимо взять в проработку – точнее, изучить все прозвучавшие мысли; естественно, я дам поручение Администрации, Правительству, но некоторые из них заслуживают повышенного внимания. Я несколько акцентов сделаю.

Во-первых, по поводу единого государственного экзамена. За последние, наверное, 2–3 недели я уже не в первый раз слышу вполне позитивные отзывы даже не столько о самом едином госэкзамене, потому что к нему ещё много нареканий, сколько по поводу возможностей, которые этот единый госэкзамен открывает перед провинциальными вузами и перед ребятами, школьниками, которые учатся в деревнях, в небольших городах нашей глубинки, что, на мой взгляд, хорошо, и ради этого в том числе, конечно, единый госэкзамен и вводился. Цифры, которые приводят коллеги и которые свидетельствуют об увеличении количества абитуриентов, поступающих из относительно небольших населённых пунктов, – это хороший признак. Собственно, это и есть та свежая кровь, которую нужно было получить в результате такого рода изменений в системе тестирования.

Здесь много говорилось о том, какие хорошие схемы применяют работодатели, в частности, в рамках отраслевых систем образования, что работодатели делают для того, чтобы закрепить хороших студентов, аспирантов. Это всё заслуживает, естественно, максимальной поддержки. И если всё так, как вы говорите, то нужно это всё сохранить и стараться достичь на этой основе хороших показателей впоследствии в работе.

По поводу общежитий. Я дам поручение проанализировать нестандартные подходы к тому, каким образом нам реконструировать общежития и строить новые. Коллеги здесь говорили, почему не делается так, почему не используются такие приёмы. Давайте посмотрим на любые приёмы с точки зрения их юридической возможности и экономической эффективности. Если что-то потребуется подкорректировать в законодательных актах, это тоже можно сделать. Я, во всяком случае, считаю, что для решения этой задачи все средства хороши. Если из общежития в дальнейшем получится что-то другое, включая жилой дом, – даже это возможно.

Если, например, обратиться к тому, что мы сейчас делаем на острове Русский, те общежития, которые строятся для спортсменов и студентов, первоначально будут использоваться для того, чтобы разместить тех, кто будет участвовать в форуме АТЭС. Я к тому, что на самом деле общежития могут изначально строиться для каких-то других целей. Насколько я знаю, и в Казани для Универсиады тоже такие общежития строятся, в них будут размещаться спортсмены. Впоследствии они тоже могут отойти университетам. Мне кажется правильным совмещать такие подходы и тем самым создавать новые возможности для размещения студентов.

Я не против того, чтобы посмотреть и на инвестконтракты, и на соответствующие программы, которые существуют, но, коллеги, вы понимаете, в рамках тех возможностей, которые у нас сегодня есть.

Ребята, которые представляют студенческое сообщество, много говорили об организации студенческого самоуправления и соответствующей нормативной базы. Я за то, чтобы это сделать как можно быстрее, в том числе и выпустить закон о студенческом самоуправлении. Он сейчас в Государственной Думе находится?

А.ФУРСЕНКО: Есть специальная статья в новом законе.

Д.МЕДВЕДЕВ: В законе об образовании?

А.ФУРСЕНКО: Да, в законе об образовании. Можно её расширить.

Д.МЕДВЕДЕВ: Собственно, мне всё равно, как вы поступите с юридико-технической точки зрения: это может быть и новый закон, и формулировки в законопроекте, который сейчас готовится. В любом случае какие-то положения на тему студенческого самоуправления нужно зафиксировать. При том что, насколько я понимаю, это должна быть система норм, посвящённых студенческому самоуправлению: какие-то общие позиции фиксируются в законе об образовании или в каком-то специальном законе, а уже более конкретные позиции, касающиеся того или иного университета, фиксируются в уставе этого университета, потому что нормы о студенческом самоуправлении могут быть разными. В каждом вузе своя специфика. Это и есть те самые университетские вольности, которые должны быть и которые помогают отразить специфику студенческой жизни в том или ином регионе или в том или ином университете.

Проблема единых сезонных билетов на самом деле существует, я не впервые слышу, об этом ребята говорили. Давайте так сделаем: дадим поручение Москве и Московской области, Петербургу и Ленинградской области, другим субъектам Федерации рассмотреть вопрос о возможности создания единых студенческих билетов, во всяком случае для отдельных сезонов, и подготовить свои предложения по этому поводу.

По студенческому самоуправлению я уже сказал.

По аспирантуре. Я давал поручение Министерству обороны сделать так, чтобы все аспиранты, которые проходят обучение на дневных формах обучения в аспирантуре, имели бронь от призыва. Собственно, никаких возражений против этого нет и быть не может. Просто нужно проконтролировать, как это реально исполнено. Это касается всех высших учебных заведений, которые готовят аспирантов, а не только тех, у которых есть соответствующая отсрочка от призыва на военную службу. Потому что аспиранты – это уже не студенты, это молодые учёные, которым необходимо создать все условия для того, чтобы они дошли до защиты своих диссертаций.

По поводу этой самой злосчастной регистрации я, откровенно говоря, всё равно до конца не понял, в чём основные проблемы. Тем не менее я поручение Федеральной миграционной службе дам с тем, чтобы как-то были совмещены эти подходы, чтобы ФМС могла правильно работать с высшими учебными заведениями и чтобы все они были в равных условиях, а не в зависимости от того, какой ректор с кем договорился.

Я уже говорил по поводу студенческого самоуправления. Здесь действительно нужно думать о расширении пределов, возможностей студенческого самоуправления, включая достаточно тонкие, щепетильные вещи, которых, кстати сказать, раньше при прежней системе образования не существовало, включая, например, и перевод с платного отделения на бесплатное. Сейчас, я так понимаю, это прерогатива ректората. Кто у нас принимает решение?

А.ФУРСЕНКО: Ректорат, но мы давали рекомендации, чтобы учитывалось мнение студенческой организации.

Д.МЕДВЕДЕВ: Мне кажется, это всё-таки имеет некоторое значение, потому что мы понимаем, насколько это чувствительная тема. Человек платил деньги, а после перевода он может не платить. Это важное для человека событие, особенно если у него с финансами не очень хорошо. И здесь нужно, чтобы такого рода решения принимались прозрачно, чтобы они были понятны не только преподавателям, руководству высших учебных заведений, но и самой студенческой среде, чтобы это не вызывало напряжения. То же касается, конечно, и стипендий.

По поводу трат, что говорили наши коллеги, представляющие студенческие союзы. Не знаю по конкретным фактам, которые вы привели, хотя выглядит это, конечно, как минимум странно, особенно в части закупки дорогостоящих автомобилей на Таможенную академию. Если это закуплено для того, чтобы другие структуры нашей Федеральной таможенной службы пользовались, тогда это неправильно просто, потому что если им нужны какие-то автомобили, то пусть закупают централизованно, желательно, естественно, автомобили разумных потребительских свойств и стоимости. А если это прямо на академию закупается (так я вас понял, да?), то это как минимум повод для того, чтобы разобраться. Я хочу, чтобы руководитель Таможенной службы ответил на вопрос, зачем Таможенной академии такое количество «мерседесов» или ещё чего-то.

Идея создать какую-то программу для того, чтобы во всех высших учебных заведениях был качественный. быстрый интернет с Wi-Fi, мне кажется абсолютно правильной. Как мы когда-то школами занимались, подключением школ к интернету, так сейчас для вузов. Да и для школ, конечно, тоже, но в школах всё-таки это, может быть, в старших классах необходимо, а для высших учебных заведений Wi-Fi, конечно, необходим 24 часа в сутки на территории университета везде: и в учебных аудиториях, и в общежитиях. Это то, что может стать большой государственной программой. Надо подумать только, каким образом это делать, за счёт каких средств, в каком порядке.

Я не против того, чтобы определить социальный статус студента, хотя зачастую от того, как мы даём определение, мало что меняется, но тем не менее, может быть, в юридическом плане прояснение каких-то статусных моментов для того, чтобы было понятно, какими правами, обязанностями, какими льготами обладает любой студент. Может быть, это и нужно сделать, хотя, мне казалось, что у нас определение такого рода есть. Но если требуются изменения, давайте подумаем.

По поводу представительства студентов и квот в коллегиальных органах управления. Естественно, я за максимальное расширение присутствия студентов, но в то же время, конечно, не до такой степени, чтобы это парализовало работу, потому что всё-таки задача коллегиальных органов управления – управлять, а задача студентов – всё-таки учиться, а не управлять вместе с преподавателями и сотрудниками администрации университетов.

Не уверен, что мы сможем сейчас погрузить тему питания в университетах в национальный проект, как мы это когда-то сделали в отношении питания школьников, это всё-таки несколько разные вещи. Школьники – это абсолютно ещё молодые или даже маленькие люди, граждане нашей страны, за которыми нужен постоянный контроль и опека, и школы у нас совсем разные. Всё-таки студенты – это уже люди взрослые, самостоятельные. Но с другой стороны – нам нужно подумать, действительно, над тем, каким образом всё-таки задать стандарты студенческого питания. Понятно, что каждый будет принимать решение в зависимости от своих потребностей, возможностей, включая финансовые, но какие-то стандарты должны быть. Я опять же вспоминаю, например, свою студенческую пору. Качество приготовления пищи, например, в том же самом Ленинградском государственном университете, который, как все крупные университеты, разбросан по территории города, было чрезвычайно разное. В одно место заходишь – просто есть невозможно, отрава, а в другое место заходишь – вроде бы более-менее нормально кормят. Поэтому нужно сделать так, чтобы всё-таки какие-то разумные стандарты выдерживались.

По поводу конкретной темы, связанной с военными учебными заведениями, что было сказано Василием Юрьевичем Голубевым, губернатором Ростовской области. Естественно, я дам поручение, но думаю, что это, скорее, общая тема. Надо посмотреть, уважаемые коллеги губернаторы и ректоры, конечно, на то, какими возможностями располагают, например, закрывающиеся военные учебные заведения. И, если, действительно, по каким-то причинам целесообразно это передать гражданским учебным заведениям, это можно сделать. Вопрос получения прибыли Министерством обороны, конечно, важный, но не определяющий, потому что доставать из одного кармана и, допустим, тратить на развитие сети студенческих общежитий, в то же время давая возможность тому или иному ведомству заработать, – это неправильно, это можно совместить.

Вопросы отдыха и спорта. Летний отдых в профилакториях – тема очень важная. Единственное, состояние этих профилакториев, как мы понимаем, оставляет желать лучшего. Но в тех случаях, когда университеты способны всё-таки эти профилактории содержать за счёт различных источников, это желательно сохранить, потому что всё-таки многие студенты не способны поехать самостоятельно отдыхать. И профилактории, которые существуют, важны.

По поводу спорта. Здесь нужно совмещать наши университетские возможности с возможностями регионов, Валерий Павлинович [Шанцев] прав. Вовсе необязательно, чтобы каждый университет строил себе ФОК [физкультурно-оздоровительный комплекс]. Это хорошо, конечно, если в университете есть кампус и на территории этого кампуса есть бассейн и какие-то другие спортивные возможности. Но так не везде реально сделать. В ряде случаев гораздо целесообразнее, например, «пристегнуть» университет к тому или иному городскому или региональному ФОКу, но сделать это таким образом, чтобы посещение этого ФОКа было возможным для студентов. Чтобы не драли с них три шкуры, регионы должны будут создать какие-то льготные билеты для посещения этих физкультурно-оздоровительных комплексов, именно для студенчества, как и для школьников это обычно делается.

Про новые механизмы строительства общежитий я уже сказал. Хочу, чтобы это в будущем поручении было отражено.

Пожалуй, мне кажется справедливым тот вопрос, который касался зависимости финансовых возможностей университета от того, с какими результатами ЕГЭ приходят сдавать экзамены или поступают абитуриенты, потому что, как ни крути, это престиж или авторитет самого высшего учебного заведения. Если вуз слабый, то в него идут поступать и более слабые абитуриенты, это абсолютно очевидно. Как это сделать, Андрей Александрович, здесь нужно подумать. Мне кажется, если мы считаем, что результаты ЕГЭ носят в целом объективный характер, то тогда этот объективный характер сдачи единого госэкзамена необходимо провести и в отношении университета, чтобы это во что-то воплощалось.

Частная тема, связанная с отделением клиник от медицинских университетов. Я знаю об этом. Мы разговаривали с медицинской общественностью, с ректорами других медицинских университетов. Вы знаете, по-хорошему нужно стремиться к тому, чтобы эти клиники всё-таки при медицинских университетах оставались потому, что это такая лаборатория, где проходят подготовку студенты университета. Другое дело, что эти клиники должны быть всё-таки современными, чтобы это не отстой был какой-то, куда страшно ложиться на лечение, а чтобы это всё-таки были нормальные лечебные учреждения. Но вообще-то такая база нужна, это действительно мировой опыт.

И последнее, в отношении тех общежитий, которые почти готовы. Я поддерживаю идею того, что нужно прежде всего, конечно, деньги направлять туда, где степень готовности общежития достаточно высокая. Нужно, конечно, смотреть и на само общежитие. Если общежитие, например, рассчитано на 15 тысяч мест, а в самом университете учится 3 тысячи, значит, наверное, неправильно такое общежитие продолжать финансировать. Но если «бьётся» количество студентов, аспирантов и размер общежития – именно такой приоритет должен быть выбран.

Коллеги, я всех хотел бы поблагодарить за участие в обсуждении. Ещё раз подчёркиваю, это только первая встреча. По итогам работы в течение этого месяца я дам окончательные поручения.

До свидания.

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Президента РФ

Другие матералы рубрики: