Платность оказания услуг в системе образования и ее пределы
Опубликовано 19 ноября 2004В условиях, когда в экономике страны действуют рыночные отношения, все услуги, оказываемые населению, оплачиваются. Гражданским законодательством предусмотрено, что заказчик возмещает исполнителю услуг фактически понесенные им расходы. На практике услуги, оказанные населению, могут оплачиваться государством (за счет средств бюджета), предприятиями, спонсорами, а также непосредственно гражданами (полностью или частично). Этот порядок целиком действует и в сфере образования.
В настоящее время услуги населению в системе образования оказывают прежде всего образовательные учреждения, а также действующие при них научно-исследовательские, культурно-просветительские, медико-профилактические, проектные, конструкторские, производственно-технические и иные учреждения, организации и предприятия. Чем крупнее образовательные учреждения, тем больше видов услуг оказывают они гражданам.
Одним из важнейших является обеспечение полноты возмещения заказчиками всех затрат, произведенных исполнителями на оказание ими определенных услуг. Поэтому актуальными становятся точность и полнота калькуляции затрат, учета и отчетности по ним, обоснованность указываемой в договоре подлежащей оплате стоимости услуг.
Статьями расходов в калькуляции затрат на оказание образовательных услуг будут: оплата труда преподавателей, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала; расходы на использование оборудования, аппаратуры, материалов, водоснабжение, тепло- и электроэнергию, по содержанию учебных и лабораторных помещений; амортизация (включая интеллектуальную собственность); стипендия, оплата расходов по проживанию; общеучрежденческие (например общевузовские) расходы; затраты на текущий и капитальный ремонт и т.д.
При расчете расходов применяется или укрупненный, или детализированный способ. Конкретный способ расчета выбирается в зависимости от желаемой точности подсчета. Останавливаем мы внимание на этом вопросе потому, что образовательная деятельность является основной профессиональной в системе образования. Следовательно, прежде всего целесообразно рассмотреть вопросы платности оказания образовательных услуг.
Создав систему образования, государство финансирует ее содержание и развитие за счет средств государственного бюджета. Вопрос состоит в том, что именно гарантированно финансирует государство и в достаточном ли размере?
Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании». С учетом данных изменений государственное финансирование образования выглядит следующим образом: деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством; финансирование осуществляется по нормативам (федеральным, субъектов РФ) в расчете на одного обучающегося (воспитанника); для малокомплектных сельских образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества обучающихся; за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных вузах не менее ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени законами указанные финансовые нормы не утверждены, проанализируем фактическое положение в части государственного финансирования образования. Известно, что государство в 90-е годы значительно задолжало системе образования и в последние годы старается вывести образование из сложного финансового положения. Семь лет после дефолта 1998 года государство постоянно наращивает объем бюджетного финансирования образования. В целом по стране расходы консолидированного бюджета на образование существенно возросли, и на следующий 2005 год они составят свыше трех четвертей триллиона рублей. Увеличиваются расходы государства на образование в процентах к объему валового внутреннего продукта (ВВП) и к общим расходам государственного бюджета. В общих расходах консолидированных бюджетов территорий в будущем году ассигнования на образование достигнут почти 25%. Это означает, что на местах каждый четвертый рубль бюджета направляется на образование.
Из федерального бюджета на развитие высшей школы в 2005 году предусматривается выделить средства, которые в расчете на одного бесплатно обучающегося эквивалентны 1,5 тысячам долларов США. При сохранении в дальнейшем подобных темпов прироста государственного финансирования высшей школы можно будет достигнуть рубежа в 2-3 тысячи долларов США на одного студента в год, что существенно приближается к нынешним фактическим затратам многих вузов из всех имеющихся у них государственных и внебюджетных источников.
Внебюджетные средства сейчас — одно из главных поступлений финансовых ресурсов образовательных учреждений (наряду с бюджетными ассигнованиями). Такое положение соответствует мировой практике и адекватно действующим в нашем стране рыночным отношениям в экономике. Важно разобраться в том, что сегодня разрешено законами в части платности оказания услуг в системе образования и что прямо запрещено, каковы пределы увеличения поступления таких средств в образовательные учреждения.
Статьей 41 Закона РФ «Об образовании» определено следующее — «Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет представления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг».
Положение данной статьи Закона «Об образовании» следует рассматривать в направлении того, что: — имеется установленный законодательством РФ порядок привлечения финансовых средств за счет предоставления платных образовательных услуг; — такие услуги должны быть дополнительными; — они обязаны быть предусмотрены уставом образовательного учреждения; — законодательством и уставом образовательного учреждения могут предусматриваться и иные платные услуги.
Ключевым элементом здесь является устав образовательного учреждения. Причем в свою очередь устав связан с получением лицензии на ведение соответствующей образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации. В уставе в обязательном порядке указываются: наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (договор).
Содержится в ст.41 и такая конкретизация — «Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения».
Как видим, указанные государственные образовательные учреждения имеют право сверх государственного задания (контрольных цифр) принимать на платное обучение граждан без какого-либо ограничения их количества по каждому направлению подготовки (специальности).
В данном случае гражданин полностью оплачивает свое обучение (как и в негосударственном аналогичном учебном заведении).
Наряду с этим в государственных и муниципальных образовательных учреждениях согласно положению ст.45 Закона РФ «Об образовании» обучающимся за счет бюджетных средств могут оказываться платные дополнительные образовательные услуги: — обучение по дополнительным образовательным программам; — преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; — репетиторство; — занятия с обучающимися углубленным изучением предметов; — и другие.
Действие положений ст.45 распространяется на все типы и виды образовательных учреждений. С одним очень важным условием, что перечисленные образовательные услуги не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Значит, они должны быть дополнительными образовательными услугами.
Другим существенным положением ст.45 является то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Обжаловать такое действие учредителя можно в суде.
Еще одно важное условие, касающееся оплаты образовательных услуг, изложено в ст.5 Закона РФ «Об образовании» — «Государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».
В ст.5 Закона РФ «Об образовании» также отражено право граждан на получение впервые бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов.
Из сказанного можно сделать вывод, что получение образования данного уровня не впервые должно быть оплачено гражданином или оплата производится за него каким-либо предприятием, учреждением, организацией (всех форм собственности) в соответствии с договором. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов (ст.46 Закона РФ «Об образовании»).
Далее рассмотрим вопросы, касающиеся возможностей предоставления в дальнейшем платных услуг в системе образования, законодательного регулирования данного вида деятельности образовательных учреждений и установления ее пределов, условий применения формы частичной оплаты разного рода услуг.
Необходимо обратить внимание на исследования отечественных ученых в области демографии и прогнозирования социально-экономического развития России, ее финансового положения. Прогнозные показатели численности населения, и в том числе обучающихся, а также объема ВВП (валового внутреннего продукта) и государственного бюджета нужны нам потому, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе финансовых норм в расчете на одного обучающегося (воспитанника). Следовательно, чтобы сказать, достаточно ли будет финансовых ресурсов у государства для обеспечения конституционной гарантии общедоступности и бесплатности образования, мы должны определить возможное количество обучающихся (воспитанников) и исходя из прогнозируемого объема финансовых ресурсов государства исчислить возможные расходы государства на одного обучающегося (воспитанника) в системе образования.
Исследования ученых свидетельствуют о прогнозируемом уменьшении общей численности населения России, и в том числе обучающихся (воспитанников), сокращении количества образовательных учреждений, об увеличении объема ВВП, укреплении бюджетной системы страны и росте доходов и расходов государственного бюджета (включая расходы на образование). Прогноз позволяет сделать вывод о том, что в дальнейшем государственное финансирование образования в расчете на одного обучающегося (воспитанника) существенно увеличится и соответственно возрастут бюджетные ассигнования на развитие каждого продолжающего функционировать образовательного учреждения. В перспективе подобное положение позитивно скажется на каждом общеобразовательном учреждении, а в сфере профессионального образования, например, постепенно число выпускников школ будет приближаться к гарантированному в ст.41 Закона РФ «Об образовании» количеству обучающихся в вузах за счет бюджетных средств. Разумеется, это отразится постепенно на объеме оказываемых платных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях и на функционировании негосударственных образовательных учреждений.
Другим принципиальным фактором, оказывающим существенное влияние на объемы платных образовательных услуг, является медленно растущий бюджет семьи в нашей стране, беспрерывно возрастающий размер расходов населения на коммунальные услуги, транспорт, питание и другие неотложные нужды. Имеющиеся трудности в платежеспособности основной массы населения являются сдерживающим фактором развития платности оказания услуг в системе образования. К тому же инфляция постоянно увеличивает расходы образовательных учреждений, которые вынуждены периодически повышать стоимость оказываемых ими платных образовательных услуг.
Особо следует обратить внимание на то, как в законодательных актах подчеркиваются пределы платности оказания услуг в образовательных учреждениях. Причем способы защиты обучающихся от платы за отдельные услуги применяются различные.
Так, в Законе РФ «Об образовании», в ст.50, определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяется и порядок частичной оплаты некоторых услуг образовательного учреждения. Например, в ст.16 закона о высшей школе предусмотрено, что размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать 5% размера стипендии. Данная статья закона содержит также указание о праве студента переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Прямо записано в ст.29 этого закона, что вуз в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. В этом проявилась воля законодателя поставить защиту от коммерциализации образования, желание сохранить традиции демократической системы образования в России.
Важным элементом защиты прав граждан является заключение договоров обучающимися и их родителями с образовательными учреждениями. В договорах следует отражать предусмотренное законодательством право граждан на бесплатное образование, конкретно перечислить виды платных услуг, размер и период оплаты, льготы. Например, следует указывать, что данное образование получается впервые или по направлению государственной службы занятости, другие предусмотренные законодательством условия для получения бесплатного образования. Такие права граждан предусмотрены в ст.50 Закона РФ «Об образовании».
Обучающиеся и их родители должны внимательно изучить действующие законы и другие нормативные правовые акты, что позволит им успешно защитить свои права при возникновении необходимости оплаты услуг, предоставляемых в системе образования. Приоритетными здесь являются положения Закона РФ «О защите прав потребителей»: — в ст.8 определено, что потребитель (обучающийся) вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (образовательном учреждении), режиме его работы и реализуемых услугах (образовательных и других); — в ст.13 предусмотрена ответственность исполнителя (образовательного учреждения) за нарушение прав потребителя (обучающегося); убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором; — в ст.33 указано, что исполнитель (образовательное учреждение) на вправе требовать увеличения твердой суммы, а потребитель (обучающийся) — ее уменьшения в том случае, если в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению услуг или необходимых для этого расходов. При отказе потребителя (обучающегося) выполнить требование исполнителя (образовательного учреждения) об увеличении твердой суммы договора исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке (то есть только таким путем).
Соответствующие ограничения при оказании платных услуг предусмотрены в типовых положениях о конкретных образовательных учреждениях и соответствующих правилах, регламентирующих такую деятельность. Например, Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования устанавливает порядок, при котором платная деятельность такого учебного заведения не может быть осуществлена взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств (п.65).
Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505) предусматривают, что к платным образовательным услугам не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах (п.4). Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг (п.5).
Целесообразно продолжить совершенствование законов и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания платных образовательных услуг в системе образования, права, обязанности и ответственность исполнителей и потребителей таких услуг.
Необходимо, например, в Законе РФ «Об образовании», в ст.45, конкретно указать, что именно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не относится к платным дополнительным и образовательным услугам, в каких случаях не допускается привлечение средств обучающихся и их родителей; в ст.41 включить запись о том, что платные дополнительные образовательные и иные услуги оказываются в обязательном порядке по заключенным с потребителями услуг договорам, частью которых является смета расходов — основание для определения стоимости оказываемых услуг, оплачиваемых их потребителями.
Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ
По материаллам сайта Учительская газета.