Поволжский Образовательный Портал

Преподаватели вузов: качество прочитанных книг важнее количества

Опубликовано 24 января 2012

Большинство преподавателей российских вузов, опрошенных РИА Новости, поддерживают идею кандидата в президенты России Владимир Путина, который предложил сформировать список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник, но считают, что важнее не количество прочитанных произведений, а их качество.

Дюма вне списка

По мнению проректора по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрия Бака, к созданию списка необходимо привлечь как авторитетных представителей сообщества учителей-словесников, так и историков литературы. Он также отметил, что стоит оставить место для произведений национальных писателей.

"Список должен содержать какие-то вариации. Во многих субъектах Российской Федерации список должен быть модифицирован, чтобы туда попали произведения национальных классиков", - отметил проректор.

Бак считает, что в перечень хорошо впишутся книги из обычной школьной программы. "Современному школьнику не помешают "Отцы и дети", "Евгений Онегин", "Преступление и наказание", - отметил он.

Среди зарубежных авторов, которых можно было бы включить в список, проректор назвал Шекспира. "Шекспир современен и понятен. Дюма явно не золотой фонд литературы, это добротная литература, но она не может быть необходимой", - отметил он.

Из современных писателей Бак порекомендовал школьникам произведения Владимира Маканина, Михаила Шишкина, Дмитрия Быкова, Александра Иличевского, Людмилы Улицкой.

"Главное, не сколько позиций прочитал школьник, а кто учит, как проверяются, как прививаются навыки восприятия текста", - считает проректор.

Почему дети стесняются читать. Авторская колонка Дмитрия Бабича >>

Для обучения и воспитания

Идея ввести список книг, обязательных для прочтения каждым выпускником школы, своевременна, считает доктор филологических наук, заведующая отделением института филологии Тамбовского государственного университета имени Державина Наталья Сорокина. Она отметила, что это предложение найдет поддержку в кругах учителей-словесников.

"Отечественная словесность во все времена была выражением и национальной философии, и культуры в целом, тесно связана она и с историей страны. Потому без обращения к литературе, без знания вершинных произведений невозможно ни гармонического развития личности, ни, тем более, воспитания гражданина-патриота", - сказала собеседница агентства.

Литературовед, профессор РГГУ Юрий Манн назвал предложение, высказанное Путиным, хорошим. "Конечно, она не носит законодательного характера. Можно это предложение принять за модель", - считает он.

По мнению Манна, в список должны войти, в том числе, "Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя, "Герой нашего времени" Лермонтова, рассказы Чехова. Также он предложил включить произведения Мольера, Шекспира, Гомера, Кафки, Бродского и Ахмадулиной.

Насильно мил не будешь

Мария Калинчук, замдиректора по научной работе Института русского языка имени Виноградова, считает предложенную идею бессмысленной. "Я считаю, что еще никогда насильно прочитанные книги на добро не шли. Те, кто не читали, читать не будут", - отметила она.

Чтобы современные подростки стали читать, надо как можно больше книг выпускать в электронном варианте, полагает эксперт. "Школьники также с удовольствием читают звучащие книги. Да, это не чтение бумажной книги, но это лучше, чем ничего", - считает Калинчук.

"Любой список - это вкусовщина. Одному нравится этот писатель, мне нравиться другой", - отметила она.

В тоже время Калинчук добавила, что российские школьники должны быть знакомы с русской классикой. "Гораздо сложнее с современными авторами, потому что тут очень велика субъективность оценки. Я бы, например, рекомендовала творчество Улицкой, Айтматова", - добавила замдиректора.

По ее мнению, главное не то, что включить в этот список, а сделать так, чтобы школьниками хотелось читать.

 

 

 

 

 

Источник: РИА Новости

Другие матералы рубрики: