Процесс укрупнения вузов в регионах СЗФО не всегда оправдан
Опубликовано 07 марта 2012В Северо-Западном федеральном округе полным ходом идет процесс объединения и укрупнения высших образовательных учреждений. Корреспонденты "РГ" выяснили, кто проигрывает, а кто остается в выигрыше в результате слияния известных образовательных брендов.
Разговор о сокращении количества вузов министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко завел еще в 2008 году. Тогда в стране работало полторы тысячи аккредитованных вузов, которые имели свыше двух тысяч филиалов. Из них, по словам министра, только 50 университетов могли претендовать на звание серьезных и конкурентоспособных вузов, еще примерно 150-200 давали хорошее образование, но по узкому профилю.
В прошлом году вопрос сокращения количества слабых вузов был поднят на совещании по социальным проблемам студенчества. "Работа по объединению вузов и их укрупнению должна носить системный характер, а министерству образования следует обзавестись детальным планом оптимизации высших школ", - заявил президент. На том же совещании со слов Андрея Фурсенко стало известно, что за последние полтора года в стране было закрыто несколько сотен филиалов и около 40 слабых вузов.
К сожалению, министерство образования и науки оставило без ответа запрос корреспондентов "РГ", посвященный тренду оптимизации вузов. В частности, мы спрашивали о планах минобрнауки касательно объединения высших образовательных учреждений в регионах СЗФО. Поэтому точных цифр, сколько высших школ, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, уже закрыли или готовятся к закрытию, мы привести не можем. Однако "Российская газета" может оперировать фактами, связанными с громкими оптимизационными процессами, которые происходили и происходят во многих вузах СЗФО.
К примеру, с 1 января текущего года Северо-Западный заочный технический университет вошел в структуру Санкт-Петербургского горного университета. Соответствующий приказ минобрнауки датируется сентябрем прошлого года. За три с половиной месяца руководству вузов пришлось в срочном порядке перезаключить договоры примерно с 20 тысячами студентов технического университета. Далеко не все из них смогли или захотели стать студентами горного университета. Учащимся пришлось искать другие вузы, что сопровождалось множеством локальных конфликтов.
Конфликтная ситуация назрела и в Псковской области после слияния педагогического университета и политехнического института в консолидированный Псковский государственный университет. Причем, как следует из открытого письма, с которым преподаватели ПсковГУ обратились к губернатору области, в Рособрнадзор и другие высокие инстанции, никто не был против союза высших школ. Но вот организационные недочеты, несогласованная административная и кадровая политика породили массу проблем. В частности, в процессе оптимизации не был соблюден порядок создания ученого совета, из-за чего решения по реорганизации академических структур в нарушение устава университета принимались единолично ректором. Что еще хуже - вузу несколько месяцев пришлось работать без лицензии и свидетельства об аккредитации.
"Нашу обеспокоенность вызывает предстоящая государственная аттестация на заочной форме обучения в феврале 2012 года: встает вопрос о правомочности выдачи дипломов государственного образца", - говорилось в письме, под которым подписались руководители структурных подразделений семи факультетов, ученые и преподаватели ПсковГУ.
Совершенно иначе складывалась ситуация в Калининградской области. Идея создания Балтийского федерального университета путем присоединения к университету имени Канта двух подведомственных Росрыболовству вузов - Балтийской государственной академии (БГА) и Калининградского государственного технического университета (КГТУ) - была задушена, что называется, в зародыше. Отраслевики стояли насмерть, доказывая, что в союзе с гуманитариями потеряется их рыбопромысловый профиль, а вместе с ним и частное финансирование со стороны организаций рыбпрома. Кроме того, уход от отраслевой составляющей грозил проблемами в международных отношениях по выдаче морских дипломов.
В результате вузам удалось "переиграть" свою судьбу. В январе текущего года по приказу Росрыболовства КГТУ, БГА и Санкт-Петербургский морской рыбопромысловый колледж (СПМРК) объединились в единый университетский комплекс. При этом БГА и СПМРК стали обособленными подразделениями Калининградского государственного технического университета. "Основное наше направление - это морская индустрия, - заявил ректор объединенной высшей школы Владимир Волкогон, ранее возглавлявший БГА, на первой своей пресс-конференции в новой должности. - В наших планах сохранить независимость БГА и КГТУ, чтобы не сломать традиции учебных заведений и их структуры, даже одноименные кафедры не будем объединять административным путем. Все должно произойти естественным образом".
Грядущее слияние двух ведущих экономических вузов Северо-Запада - Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (Инжэкона) и Санкт-Петербугского государственного университета экономики и финансов (Финэка) - обязано своей скандальной славой даже не судебному разбирательству, связанному с отстранением от должности ректора Инжэкона Ольги Гончарук, а открытому недовольству многих представителей вузовской среды, не понимающих, зачем потребовалось объединять такие популярные и самодостаточные образовательные бренды.
По мнению заведующей кафедрой институциональной экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Натальи Заиченко, трудно увидеть в данном мероприятии рациональное зерно. Оба вуза имеют свое имя и статус, богатую историю и программу развития, за каждым стоит достаточный список именитых выпускников. С точки зрения "экономии на масштабе" сегодня трудно оценить экономические выгоды данного проекта.
Как считает эксперт, оптимизация образовательной сети в сфере подготовки кадров логична и оправданна как минимум в трех случаях. Во-первых, если слияние происходит в целях удешевления процедуры подготовки специалистов. Во-вторых, в целях улучшения качества образования и квалификации выпускников. Третья возможная цель - принципиальное изменение структуры подготовки кадров в области экономики и финансов с ориентацией на конкретные запросы рынка труда. Однако что касается оптимизации Финэка и Инжэкона, ни одна из указанных причин не может служить объяснением слияния этих высших школ - нет доступной для анализа информации, какие проблемы решает и какие новые задачи ставит данная процедура. Поэтому в случае с петербургскими экономическими университетами можно говорить о четвертой возможной причине "квазислияния" - слабый или послушный менеджмент "поглощаемого" вуза.
Бывший ректор Инжэкона Ольга Гончарук, в свою очередь, утверждает, что не является противницей общей тенденции укрупнения вузов. "Если будут установлены критерии, по которым следует определять, востребован вуз обществом или нет, если эта процедура будет гласной, если будут определены сроки будущих присоединений, в вузовской общественности исчезнет напряжение при процессах укрупнения, - подчеркивает в разговоре с корреспондентом "РГ" Ольга Гончарук. - А сегодня сохранение вуза зависит в первую очередь от личного административного ресурса ректора, а не от размеров вуза и его реальных перспектив".
Наталья Заиченко, заведующая кафедрой институциональной экономики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор:
- Абитуриенту, как правило, безразлично, в какой "бренд" он попадает. У многих будущих студентов не сформировано личное отношение к тому, что мы называем образовательным брендом, они не могут оценить ни выигрыша, ни проигрыша от потери "чужого" для него вузовского имени.
Самым незащищенным и без вины виноватым участником процесса оптимизации оказывается преподаватель. Новые учебные планы и нормы времени по видам деятельности неизбежно и объективно приведут к сокращению профессорско-преподавательского состава, нагрузки на преподавателей и, следовательно, уменьшению заработной платы. В зависимости от объема государственного задания уже "объединенному вузу", вероятнее всего, будет сокращен бюджетный прием в сравнении с совокупными показателями двух вузов, что тоже скажется на преподавательской нагрузке и зарплате.
Административный корпус (средний уровень менеджмента) менее зависим от количества студентов в вузе, так как функционал "инфраструктурных кадров" для обслуживания учебного процесса постоянен, а риски сокращения данных специалистов зависят от модели штатных расписаний и оплаты труда, принятой в вузе.
Более других, вероятно, пострадает топ-менеджмент присоединяемого вуза (проректоры по направлениям). Что же касается органа власти, в чьем ведении находятся оптимизируемые образовательные учреждения, для этого игрока риски практически отсутствуют. "Выигрыш", напротив, может выражаться в формировании условий для более оптимального использования недвижимого имущества, что не исключает сокращения объемов субсидий на его содержание. В том числе и через уменьшение государственного задания для бюджетной формы обучения.
Источник: официальный сайт Российской газеты