Европейские вузы хуже американских
Опубликовано 22 ноября 2004Многие родители мечтают сегодня о том, чтобы дать своему ребенку хорошее европейское образование. Однако, как показало исследование, проведенное недавно Организацией экономического сотрудничества и развития, с европейскими университетами дело обстоит не так хорошо, как мы думаем.
На одного студента в США тратится примерно 20 000 долларов в год, что вдвое превышает аналогичные расходы в Германии и втрое - в Испании. "Рост недофинансирования европейских университетов подрывает их возможности по привлечению лучших талантов и совершенствованию научной и преподавательской деятельности, - говорится в докладе, распространенном недавно Еврокомиссией. - Из 3300 университетов только пара десятков старинных, именитых вузов формируют репутацию высшего образования ЕС, остальные оставляют желать лучшего".
В прошлом году Еврокомиссия опубликовала обескураживающие данные - своего рода рейтинг университетов мира, подготовленный специалистами из Шанхая. Из университетов, занявших первые 50 мест, 35 - американские. Из Европы в первую десятку попали только Оксфорд и Кембридж. Лондонский университет занял 11-е место. Следующий вуз из стран ЕС, Утрехтский университет из Голландии, - на сороковом месте.
В этой ситуации нет ничего удивительного. Страны ЕС тратят на высшее образование 1,1% ВВП, а США - 2,3%. "Учитывая, что восполнить растущую нехватку средств за счет дополнительного государственного финансирования вряд ли удастся, необходимо искать новые пути увеличения и диверсификации доходов университетов", - отмечают далее авторы доклада. Это означает, что семьям европейских студентов, возможно, вскоре придется нести ответственность за обучение наряду с государством и налогоплательщиками, и так страдающими от чрезмерно высоких поборов.
В докладе отмечается, что американские университеты куда менее стеснены в средствах, чем европейские, - средние расходы на одного студента там выше в 2-5 раз. Отчасти подобный разрыв объясняется привлечением средств самих студентов, в том числе иностранных. Плюс значительное финансирование от государства, предоставляемое властями штатов и федеральным правительством, и немалые средства из частных источников. Крупные частные университеты Америки, ведущие масштабные научные исследования, например, Гарвардский и Йельский, также зачастую имеют в своем распоряжении значительный капитал, образовавшийся с течением времени за счет частных пожертвований, особенно от ассоциаций выпускников.
Настоящую панику у Еврокомиссии вызывают масштабы "утечки мозгов" из Европы в США. По ее оценкам, в Америке работают около 400 000 ученых-исследователей из Европы, или примерно 40% от их общего числа. В другом документе комиссии, опубликованном в прошлом году, указывается, что 75% людей, родившихся в странах ЕС и получивших докторскую степень в США, которые закончили университетский курс в 1991-2000 гг., не планируют возвращаться в Европу. "В качестве причин, побуждающих людей искать работу за границей, как правило, приводятся более благоприятные перспективы и интересные проекты, а также облегченный доступ к передовым технологиям", - указывается в этом докладе.
"Европейские университеты остро нуждаются в реформировании", - отмечает Ричард Ламберт, член комитета по монетарной политике Английского банка, в докладе, подготовленном в этом году для Центра европейских реформ. Сам по себе факт появления такого доклада говорит о том, что слабость университетов в странах ЕС начинает беспокоить деловые круги Европы.
По мнению авторов доклада, европейские вузы недофинансируются, отличаются плохой организацией, чрезмерной централизацией и страдают от жестких политических ограничений.
Да и вообще, в Европе само по себе количество студентов значительно меньше, чем, скажем, в США и Японии. В Дании, Нидерландах, Греции, Германии, Австрии и Италии законченное высшее образование имеют менее 30% граждан в возрасте 25-34 лет, тогда как в США и Японии эта цифра превышает 40%.
Великобритания
Великобритания сумела пронести через ХХ век традиционно высокий уровень образования: британское образование и сегодня считается "эталонным" в сферах бизнеса, финансов, высоких технологий, искусства, дизайна и многих других. Доля Британии в мировой образовательной сфере составляет 17%. Голландия, Франция, Швеция, США и Дания имеют от 10 до 15%, а Италия и Япония - 7%. В общей сложности страны ЕС выпускают чуть больше научно-технических специалистов с высшим образованием, чем США, а естественнонаучные факультеты британских, шведских, финских и голландских университетов ценятся достаточно высоко.
Франция
Оказывается, самые известные, дорогие и престижные вузы - не всегда самые лучшие (конечно, речь не идет о таких безусловных лидерах французского образования, как университеты системы "Гранд Эколь").
Для понимания характера института прежде всего надо получить информацию о социальном происхождении студентов. К примеру, в университете на окраине Парижа учатся 40% выходцев из малообеспеченных слоев общества, зато в центре таких только 4%. Менее элитарный вуз будет менее требовательным к стартовой подготовке абитуриента, а цены окажутся гораздо более доступными.
В среднем во Франции из каждого десятка первокурсников четверо бросают учебу, так и не получив никакого диплома (в государственные университеты студентов принимают без экзаменов). Скажем, в университет в Марн-ла-Валле ежегодно поступают 19% студентов из малообеспеченных семей. Зато на последнем курсе их - 23%. Они учатся упорнее. Университет для них - мечта о будущем. Наталья Ивина.
Rambler mass media.