Поволжский Образовательный Портал

Новый закон "Об образовании" реализует принцип непрерывного обучения

Опубликовано 12 октября 2012

Думский комитет по образованию в четверг поддержал рассмотрение в первом чтении правительственного законопроекта "Об образовании в РФ" и рекомендовал палате рассмотреть его 16 октября.

В заключении комитета отмечается, что в документе в соответствии с международной практикой предусматривается четкая система уровней образования от дошкольного общего до послевузовского, что позволяет реализовать принцип непрерывного образования. "Законопроект соответствует вызовам, современным потребностям общества и перспективным направлениям его развития", - отмечают парламентарии.

Кроме новаций и создания единой системы образования, в документе сохранен и тот позитивный опыт, который был накоплен в сфере образования за последние 20 лет.

В частности, отмечается, что действующая сегодня система ЕГЭ показала свою эффективность и востребованность, хотя еще находится в стадии развития и далека от совершенства.

Кроме того, в документе отражены практические результаты введения в систему образования федеральных госстандартов.

Среди новаций - новая система образовательных программ, которая делится на основные и дополнительные. По основным программам устанавливаются госстандарты, они распределяются на общеобразовательные и профессиональные программы.

В проекте уточнены права педагогов. К ним относится свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода выбора и использование методов и способов обучения, разработка и применение авторских программ. Также педагоги имеют право на участие в управлении учреждений образования.

Законопроектом впервые закрепляется норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной и экспериментальной деятельности в системе образования.

Обучающимся предоставляется возможность выбора различных учебных курсов в своем образовательном учреждении или вне его с использовании электронного обучения. Это позволит учащимся индивидуально выстраивать свои программы, расширит спектр их будущей профессиональной деятельности.

Каждое образовательное учреждение должны иметь сайт в интернете с размещением информации, доступной для потребителей образовательных услуг.

В соответствии с проектом, гражданам должны быть обеспечены более широкие возможности реализации прав в сфере дошкольного общего и дополнительного образования детей за счет расширения возможности получения бесплатного образования в учреждениях различных форм собственности. Созданы возможности для различных форм организации образовательного процесса: в детском саду, в семье, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования. При этом в документе явно прослеживается тенденция усиления воспитательной составляющей образовательного процесса в рамках парадигмы общечеловеческих, гражданских, национальных и межнациональных этических ценностей, формирование основ взаимопонимания между людьми и сообществами.

В законопроекте предусмотрены возможности профобучения как в учебных центрах, создаваемых самостоятельно или на производстве, так и в качестве структурных подразделений образовательных организаций.

Документ предлагает передать полномочия по обеспечению госгарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с муниципального на региональный уровень.

Уделено внимание вопросам финансового обеспечения не только деятельности организаций, но и зарплатам педагогов и стипендий для студентов. В частности, стипендии предлагается определять с учетом уровня инфляции вместо законодательно закрепленного в настоящее время размера выплат в твердом денежном выражении.

Документом уточняется право на льготное поступление в вузы для отдельных категорий граждан. Поскольку сейчас прием ведется по результатам ЕГЭ, норма о приеме "без экзаменов" устарела. Однако льгота по-прежнему остается для победителей олимпиад, чемпионов и призеров олимпийских игр по направлениям подготовки, для детей-инвалидов.

Уточняется, что квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата за счет бюджетных ассигнований устанавливается ежегодно учреждениям образования в размере не менее 10% от общего приема студентов.

Вместе с тем, по словам члена комитета по образованию, экс-главы Рособразования Григория Балыхина, по мнению депутатов, требует уточнения норма о дополнительных мерах соцподдержки для проживающих на селе педагогов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, в документе не содержится указаний на то, что должность ректора является выборной. "Представляется целесообразным сохранить сохранившуюся в РФ традицию академических свобод и сохранить действующие нормы, когда ректор выбирается трудовым коллективом и утверждается министерством", - сказал Балыхин.

По мнению депутатов, требует уточнения норма об использовании дистанционных образовательных технологий.

Балыхин отметил, что в документе существует положение о введении федеральных госстандартов к программам дошкольного образования. По его мнению, эта ситуация может привести к неоправданным действиям по подготовке дошкольников к такой аттестации. "Комитет считает, что вместо федеральных госстандантов следует ограничиться требованиями к программам общего дошкольного образования", - отметил он.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, его реализация потребует дополнительных расходов в 2013 году из федерального бюджета в сумме 16,1 миллиарда рублей и бюджетов регионов - 405,1 миллиарда рублей.

Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей обращает внимание на то, что в проекте не закреплено ныне действующее положение о том, что размер родительской платы не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в образовательном учреждении.

В комитете уточняют, что средняя плата (в детских садах) по присмотру и уходу за детьми может составить от 3,6 тысяч рублей до 7 тысяч рублей по отдельным регионам.

 

 

 

 

 

 

Источник: РИА Новости

Другие матералы рубрики: