В какие международные рейтинги могут попасть российские вузы
Опубликовано 06 ноября 2012Российские вузы уже давно не попадают в топы международных рейтингов. Но столь скандальная ситуация сложилась, пожалуй, впервые.
Как известно, на развитие и улучшение имиджа отечественных вузов на международной образовательной арене правительство намерено выделить из федерального бюджета 9 миллиардов рублей. Сумма, что и говорить, впечатляющая. А в недавно принятой программе развития образования на 2013-2020 годы особо отмечено, что пятерка лучших вузов России должна войти в топ-100 международных образовательных рейтингов.
Рейтингов много, и они разные. Так, The Times известна своим глобальным рейтингом мировых вузов на основе уровня образовательных и исследовательских программ, цитируемости, студенческой мобильности и нескольких других показателей. По которым, как раз, и "прокатили" наши вузы. Еще она каждый год составляет репутационный рейтинг - по опросам профессорского сообщества. В нынешнем было опрошено более 17 тысяч ученых из разных стран, и в этом году там вообще нет "россиян". А в прошлом году в список попал один МГУ, заняв 33-ю позицию.
В международном рейтинге из 700 вузов, составленном исследовательской компанией QS, всего 14 российских университетов. Самая высокая позиция опять же у МГУ им. Ломоносова, но это лишь 116-е место. Кстати, в него впервые попал и недавно образованный Дальневосточный федеральный университет: правда, пока только в шестую сотню. Но для "новичка", наверное, неплохо. В этом рейтинге учитываются репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников вуза, отношение к выпускникам среди работодателей, а также число иностранных преподавателей и студентов.
В академическом рейтинге вузов Шанхайского университета в этом году МГУ и СПбГУ. Питерский вуз, увы, в пятой сотне, а вот МГУ - на 80-м месте. Вроде бы надо радоваться - если не мобильностью студентов и репутацией у профессоров, так хоть по академическим показателям мы "набираем" очки. Основные критерии Шанхайского рейтинга - количество публикаций в научных журналах, число выпускников и преподавателей - нобелевских лауреатов и обладателей премии Филдса.
Однако если взглянуть на динамику, а шанхайский рейтинг публикуется с 2003 года, то налицо, увы, "сползание" вниз: девять лет назад Московский университет занимал 66-е место. Правда, создатель Шанхайского рейтинга, профессор школы образования Шанхайского университета Цзяо Тун Ниан Сай Лиу уверен: такое колебание вполне допустимо.
- В этой ситуации вам не стоит переживать - уверяет господин Лиу. - 66 и 80 - разница совсем небольшая, учитывая, что мы ранжируем 500 вузов. Кстати, китайским университетам до сих пор не удается попасть в сотню.
Этот факт любопытен: ведь изначально Шанхайский рейтинг задумывался как исключительно внутривузовская затея, для понимания своих позиций на мировом образовательном "рынке".
- В 1999 году президент нашей страны поставил перед нами задачу, очень похожую на тот курс в сфере образования, который взят сейчас Россией, - рассказывает профессор Лиу. - К 2003 году мы разработали методологию и критерии и сделали наш рейтинг. Когда показывали его экспертам - возник интерес, методики разошлись по миру.
Ниан Сай Лиу, говоря о качестве образования в российских вузах, подчеркивает, как сильна в нашей стране математическая, физическая школы.
- Мировая тенденция - это интернационализация, - утверждает он. - Студенты и преподаватели должны становиться "людьми мира", свободно перемещаться, организовывать совместные программы. Россия пока в этом не слишком активна.
Филип Альтбах, профессор, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа:
- Не стоит так много внимания уделять рейтингам. Во многих из них есть свои внутренние проблемы. И одна из них - учет только англоязычных научных публикаций. Но есть и более важная проблема, которая сильно мешает России - преподавательская зарплата. Вот пятерка стран, где самые высокие оклады - Канада, Италия, Южная Африка, Индия и США. Там профессор в вузе в среднем получает от 4 до 6 тысяч долларов. В России сумма не дотягивает и до тысячи долларов.
Игорь Проценко, проректор ДВФУ по науке:
- Российские вузы могут сильно подняться в рейтинге QS. Его критерии четкие, направлены на восприятие вуза у работодателей, абитуриентов. Но проблема еще в том, что большинство рейтингов ориентировано преподавание на английском языке. У нас же найти адекватную программу на иностранном языке очень сложно. Что нужно, чтобы попасть в "топ"? У нас есть рецепт. Сначала надо определить приоритеты, так называемый "локомотив" университета. Второй пункт - консолидация коллектива вокруг этих приоритетов. Если ректорат побежит в одну сторону, а профессура - наперерез, ничего хорошего не получится. Дальше - ресурсы, кадровые и финансовые. "Размазывать" и то, и другое тонким слоем по всему вузу нельзя. И конечно, необходимо участие вуза в реальных НИОКРАх, международных программах.
Источник: официальный сайт Российской газеты