Поволжский Образовательный Портал

Методика эффективности или шельмования предложена обществу?

Опубликовано 13 ноября 2012
В каждой сложившейся профессиональной сфере есть ниши шарлатанства со своими методами, своими технологиями. У мастеров игорного промысла - наперстки, в высшем образовании, по-моему, - рейтинги. Ранжирование вузов по специально отобранным параметрам - это когда число книг в библиотеке складывают с числом пирожков в столовой, множат на число профессоров и делят на число студентов. Если результат не удовлетворяет заказчика, все это можно умножить на количество любовниц у профессуры. Или разделить, когда место в рейтинге снова не подходит. В особо сложных случаях центр тяжести в подсчетах переносится на нобелевских лауреатов, работавших в вузе до 1917 года и т.д.

Недавний скандал в высшей школе на предмет "неэффективности" вузов связан с подобными манипуляциями. Формально виновным оказалось минобрнауки. Только, по-моему, министерство тут не при чем. Весь фокус - где, у кого и почему появилась идея мониторить вузы не по официально принятым лицензионным показателям, а по дурным, для особых нужд изобретенным. Ну, можно ли с провинциального института культуры спрашивать за количество обучающихся иностранцев, разве он для того создан?

Есть ли резоны требовать от пединститутов, чтобы огромные деньги зарабатывали? Им бы студентов подготовить, чтобы деток в сельских школах учили...

Думаю, здесь сказывается опасное перерождение ректорского корпуса, неоправданная замена уникального слоя вузовских управленцев под надуманным предлогом достижения 65-летнего возраста. Те, кто пришел на их места, в большинстве своем пока не способны или не решаются выполнять функции экспертного сообщества. И расцветают теперь людоедские идеи, давно артикулируемые некоторыми функционерами высшей школы: "Все умрут, а я останусь".

Увы, укрепилась, утвердила себя новая категория ректоров - лоббисты. Раньше они ограничивались выбиванием супергрантов для своих вузов, теперь уже перешли к уничтожению конкурентов руками чиновников. Похоже, уничтожить им нужно тех, кто не по административным коридорам рыщет, а работает в своих вузах над реальным качеством.

Если верить сообщениям прессы, то скандальная методика шельмования "неэффективных" вузов была продвинута Российским союзом ректоров и некоей "Ассоциацией ведущих вузов". На самом деле, по всей видимости, - отдельными функционерами, присвоившими себе право выступать от имени этих организаций. Являясь 21 год членом РСР, могу сказать совершенно определенно: мы никому не давали полномочий на применение подобных методик. Не сомневаюсь, что и большинство вузов, записанных чиновниками в "Ассоциацию ведущих", тоже ничего об этом не слышали. К слову сказать, саму эту ассоциацию надо бы хорошенько рассмотреть при дневном свете: кто эти "ведущие", кто их таковыми определил или назначил? Среди "ведущих" наряду с сильными есть и откровенно дутые авторитеты. Есть такие, которых никто реально никогда не проверял. Есть там и ректоры-"голые короли", чуть ли не каждый день поучающие страну на тему образования с экранов телевизоров... Похоже, общество и не заметило, что в ходе столь нужного стране укрепления вертикали власти на струны этой вертикали наросли опасные полипы, в погоне за обогащением пытающиеся уничтожить вполне дееспособные, нужные стране учреждения.

Характерно, что некоторые из "неэффективных" на деле работают намного лучше многих "самых ведущих". Вот некоторые "ведущие" открыли у себя в последние годы подготовку актеров и музейных работников. Кто-то поверит, что готовят их там лучше, чем в "неэффективных" петербургских театральной академии и университете культуры? Другие "ведущие" начали осваивать подготовку историков. Неужели уже освоили лучше, чем в "неэффективном" РГГУ?

Общественность ругает минобрнауки. А мне не хочется: там сильные чиновники, работающие чуть ли не по 20 часов в сутки. Только многие идеи, которые им поручается реализовывать, увы, никуда не годятся. Где и кем они разрабатываются, - вопрос мутный. Недавно вся страна не могла найти авторов... нового закона об образовании.

Кто те гении, что в тайне творят сыплющиеся на нас "реформы"? Российская академия образования отодвинута на обочину процесса. Ректорского сообщества в стране, увы, больше не существует. В системе-то образования и ПТУ сократили изрядно, и техникумы потрепали. Теперь очередь до вузов дошла...

P.S.

Недавно специалистов потрясли очередные новости: "ведущие" вузы страны пришивают новые карманы к штанам в ожидании баснословных траншей из госбюджета "на улучшение своих позиций в мировых рейтингах". Если так дело пойдет - сколько же педагогических вузов, институтов культуры и искусства в стране закрыть нужно будет?

Следим за ситуацией

Доживем до февраля

Решение по реорганизации неэффективных вузов будет принято в начале будущего года

Мария Агранович
Минобрнауки пообещало к концу февраля представить в правительство рекомендации по реорганизации вузов, которые будут признаны окончательно неэффективными.

В ближайшие три месяца будут работать консультационные группы, с руководителями вузов будут обсуждать возможные варианты выхода из кризиса. И здесь, подчеркивают эксперты, очень важно с особой осторожностью отнестись к попавшим в "черный список" региональным вузам, которые, кроме обучения, выполняют еще и важную социальную функцию, обеспечивают местные производства молодыми кадрами.

Сегодня и так существует огромная проблема - 80 процентов выпускников вузов, поступивших по целевым направлениям регионов, не хотят возвращаться домой. Многие предприятия на местах испытывают настоящий кадровый голод. Не учитывать это нельзя. Как нельзя мерить все вузы единым аршином.

Критерии оценки обсуждались с ректорским сообществом и утверждены ассоциацией ведущих вузов, одобрены Российским союзом ректоров. Но, по мнению самих же ректоров, они далеки от идеала. Надо сказать, что есть и еще один, очень скандальный нюанс, о котором чиновники почему-то предпочитают не говорить: данные, которые вузы вводили в систему, проходя мониторинг, датируются мартом 2011 (!) года. Это самые последние отчеты, которые есть по вузам. То есть, по сути, оценка проводилась по устаревшим результатам. С тех пор прошло уже больше года, многие вузы развиваются, у них есть динамика. Но в мониторинге этого не видно.

Сейчас на сайтах некоторых вузов, попавших в "неугодные", висит "красная строка": "Наш вуз оказался в списке с признаками неэффективности в результате технической ошибки". Видимо, таким образом, руководство старается хоть как-то успокоить студентов, многие из которых уже всерьез задумались о том, куда теперь переводиться и где продолжать обучение.

Еще один "подводный камень" мониторинга: сейчас многие вузы находятся в стадии реорганизации и не успели еще полностью войти в рабочий режим в новом составе. А данные пришлось указывать уже совместные, усредненные. Так случилось и в Московском государственном университете дизайна и технологии. Вуз с 80-летней историей, ведущий вуз в области легкой текстильной промышленности тоже оказался среди "неэффективных".

- Мониторинг застал нас как раз в процессе реорганизации, - рассказывает ректор вуза Валерий Белгородский. - В 2011 году к нам присоединился Московский государственный текстильный университет имени Косыгина. В свое время он был головным в отрасли и обучал 10 тысяч студентов. Сейчас их около трех тысяч, и уже второй год не проводится набор на бюджет. Было принято решение ввести университет в состав нашего, чтобы не потерять уникальный опыт. Но, к сожалению, в мониторинг нам пришлось включать показатели этого вуза, и они прилично потянули нас вниз. С момента реорганизации прошел только год, а, для того чтобы объединенный вуз заработал в полную силу, нужно 2-3 года, не меньше.

Кстати, в МГУДТ на некоторые специальности, например, на такую редкую, как "социология моды", конкурс меньше 10-15 человек на место не бывает.

- Внутри вуза мы открыли колледж, чтобы сохранить, может, и не очень популярные сегодня специальности, но уже дефицитные, - говорит ректор. - Однако в мониторинге это тоже не учитывается. В целом - это сильнейший удар по имиджу известных, сильных вузов. При том, что часть из них - крупные университеты, на базе которых работает Центральное учебно-методическое объединение вузов России.

Официально

Александр Климов, замминистра образования и науки:

- Окончательный список неэффективных вузов будет сформирован к 1 декабря. Предложения министерства по их реорганизации будут готовы к концу февраля. Вузы не будут закрываться. По согласию педагогического коллектива более слабые вузы будут присоединяться к сильным.

Кстати

Сегодня в Москве проходит очередное заседание Общественного совета при министерстве образования и науки. Повестка дня - ЕГЭ и профессиональный стандарт учителя. Темы, которая уже вторую неделю будоражит общество: список неэффективных вузов, - среди обсуждаемых нет. И хотя среди членов Совета нет ни одного ректора, наверняка без "разбора полетов" не обойдется.

Ведь, средний балл ЕГЭ - это первый из ключевых критериев оценки эффективности вузов.

мнения

Ирина Ивойлова

Валерий Бабин, ректор Горноалтайского государственного университета:

- Индикаторы мониторинга совершенно не совпадают с требованиями государственной аккредитации, которую вуз успешно прошел два года назад. Возьмите хотя бы площадь на одного студента. При госаккредитации наши восемь метров на одного студента всех устраивали, а для мониторинга, оказалось, надо иметь не менее 11 метров. Думаю, большинству ректоров так и осталось непонятным - чем обоснован этот норматив?

Вуз ведет большую научную работу. В университете есть гранты президента, минобрнауки, РГНФ и РФФИ, совместные проекты с зарубежными партнерами. В прошлом году только один Минобрнауки выделил на выполнение НИОКР более 7 миллионов рублей.

В Республике Алтай 210 тысяч жителей, из них учатся и работают в университете более 6 тысяч человек. Вуз обеспечивает всю республику кадрами - от юристов до педагогов. И вдруг - "неэффективный"!

Университет выполняет еще и очень важную функцию по сохранению родного языка. У нас сильнейшая кафедра алтайского языка, который относится к тюркской языковой группе. К нам в магистратуру приезжают учиться даже из Якутии, и именно в нашем вузе ежегодно проходит заключительный тур Всероссийской олимпиады по тюркским языкам. Мы планируем открыть самостоятельный факультет алтайской филологии.

Нельзя все вузы - на "задворках Империи" и в столицах, гуманитарные и технические мерить одной меркой!

Актуально

Где взять иностранцев?

Нельзя все вузы мерить одной меркой

Алена Ларина
Ингушский госуниверситет вошел в число аутсайдеров. Корреспондент "РГ" попросил прокомментировать ситуацию проректора по учебной работе ИнгГУ Зяудина Батыгова.

Зяудин Батыгов: Результат мониторинга для нас очень неожиданный. Было много критериев, в том числе лицензионные и аттестационные, которые мы выдерживаем. Скажем, затраты на научно-изыскательскую работу у нас более 30 тысяч рублей на одного преподавателя в год, а норма - 18 тысяч. Но результаты мониторинга почему-то оценивались всего по пяти параметрам. Кто определял эти нормы, осталось тайной. В документах написано, что активное участие в работе принимал Союз ректоров России. Туда входит и ректор нашего университета, но до последнего времени мы ничего не слышали.

На чем вуз может заработать?

Зяудин Батыгов: Пока только на студентах-внебюджетниках, а также на повышении профессиональной подготовки и квалификации. У нас нет договоров с предприятиями на выполнение промышленных, инновационных разработок, потому что в республике нет действующих крупных производств, они только строятся.

Сколько студентов учится у вас на платной основе и какова стоимость обучения?

Зяудин Батыгов: Контрактников примерно половина. До недавнего времени стоимость обучения у нас была невысока - от 15 до 60 тысяч рублей в зависимости от специальности. Вуз устанавливал ее, ориентируясь на платежеспособность населения дотационной республики. Но с этого года мы были вынуждены ее поднять сразу в несколько раз. Это минимум 60 тысяч рублей в год, максимум 120 тысяч. Учебному заведению поставлено условие: если на бюджетника выделяется такая сумма, то на контрактника должна быть не меньше. В итоге в этом году на многие специальности абитуриенты просто не пошли.

По каким еще критериям университет оказался в числе отстающих?

Зяудин Батыгов: По такому параметру, как наличие иностранных студентов, что вообще необъективно для вузов Северного Кавказа, потому что здесь учатся только местные жители. У нас нет студентов из других регионов, не то что иностранных. Мы не смогли преодолеть планку и по вузовским площадям. По аккредитационным нормам вуз проходит, с учетом арендованных зданий. Но при мониторинге учитывались только собственные площади учебного заведения или те, которые находятся в его оперативном управлении. Университету всего восемнадцать лет. Он был создан на базе бывших казарм Ставропольского летного училища. Впоследствии несколько зданий были переданы вузу республикой и построены за счет средств федерального бюджета. Последний корпус юридического факультета сдали буквально пару месяцев назад. Каждые два-три года мы прирастали новыми корпусами. Сегодня их девять.

Ежегодно число наших выпускников растет. В этом году мы выпустили более пяти тысяч молодых специалистов. Это единственный государственный университет в республике.

Что возможно сделать собственными силами, чтобы соответствовать заявленным нормам?

Зяудин Батыгов: Университет может прирасти собственными корпусами за счет поддержки по федеральной целевой программе социально-экономического развития Ингушетии до 2016 года. Предусмотрено строительство нового головного здания вуза, научной библиотеки, спорткомплекса, жилья для профессорско-преподавательского состава.

 

 

 

 

 

 

Источник: официальный сайт Российской газеты

Другие матералы рубрики: