Большинство филиалов вузов УрФО признано недостаточно эффективными
Опубликовано 16 ноября 2012Тюменская область
В Тюменской области в черный список попала половина местных вузов - четыре из восьми. В сельхозакадемии, недавно переименованной в Государственный аграрный университет Северного Зауралья, признались, что подобная оценка стала полной неожиданностью: прежде чем было принято решение о присвоении академии статуса университета, вуз неоднократно проверяли комиссии федерального министерства.
По мнению представителей региональной власти, ставить крест на этих учебных заведениях нельзя. Как подчеркнула первый заместитель директора департамента образования и науки области Людмила Чеботарь, речь идет не о тотальной неэффективности, а лишь о ее признаках, причем обнаруженных по итогам прошлого года. Так, Тобольской академии не хватило элементарного - площади: показатель приходящихся на одного студента квадратных метров оказался ниже норматива. Но в 2012-м здесь появились дополнительные учебные помещения. Рывок по ряду показателей произошел и в других вузах.
Кроме того, в регионе считают, что все четыре "неэффективных" учебных заведения необходимы Тюменской области, поскольку играют важную роль в социально-экономическом развитии территории. Депутат областной Думы Глеб Трубин даже предложил написать письмо в поддержку ишимского и тобольского педагогических вузов, поскольку они являются центрами образования для многих сельских районов. Однако власти успокаивают и уверяют, что паниковать не стоит, поскольку речи о закрытии вузов не идет.
А вот относительно неэффективных филиалов, каковыми признаны 11 из 18 подразделений, позиция несколько иная. Так, в Тюменском государственном нефтегазовом университете уже начали проводить оптимизацию филиальной сети, причем к ней приступили задолго до министерского мониторинга. Как пояснил ректор Владимир Новоселов, на сегодняшний день пять филиалов уже закрыты. Еще четыре планируется закрыть в ближайшее время.
- Существование филиала обосновано, если в нем обучается не менее 500 студентов. В Нягани у нас было всего 90. При этом вуз содержал 42 сотрудника, оплачивал аренду, отрывал от учебного процесса преподавателей в Тюмени, - поясняет ректор.
По его мнению, нет смысла оставлять филиалы в маленьких городах. Их создание когда-то было оправданно, но свою функцию они выполнили. Сегодня, благодаря развитию информационных технологий, более перспективно дистанционное образование.
- Процесс закрытия филиалов непростой. В этой ситуации никто не должен пострадать. С каждым студентом при закрытии мы работаем индивидуально. Заочникам предложили перейти на дистанционное обучение, очникам - перевестись в Тюмень, при этом каждому при переводе гарантировали общежитие. Понятно, что для самих студентов это будет затратно, но зато в базовом вузе они получат более качественное образование, - резюмирует Новоселов.
Челябинская область
По мнению министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, не совсем правильно ко всем вузам подходить с одинаковыми критериями. Так, учебные заведения оценивали по среднему баллу принятых абитуриентов, доле иностранных студентов, по получаемым доходам и площади учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента. Однако в провинциальных педагогических и сельскохозяйственных институтах не учатся иностранцы (под которыми понимаются жители дальнего зарубежья), так как преподаваемые здесь дисциплины имеют местные особенности. Отсутствие иностранных студентов засчитали в минус филиалам в закрытых городах Трехгорный и Озерск, хотя на режимных территориях их не может быть в принципе.
Много вопросов и по другим вузам. К примеру, в УралГУФК обучение с 2011 года (в соответствии с приказом федерального Минобрнауки) проводится в две смены. Но расчет площадей на каждого студента произвели так, как будто они учатся в одну. Не приняты в расчет и оценки, полученные абитуриентами на экзаменах по специальности - а ведь в этом вузе зачисление производится не только по результатам ЕГЭ.
Для педуниверситета показатели ЕГЭ снизила практика целевого набора: муниципалитеты прислали для подготовки будущих учителей абитуриентов с нижайшими баллами. Впрочем, по словам исполняющего обязанности ректора ЧГПУ Владимира Садырина, желающих поступить в следующем году по целевому направлению вуз будет целенаправленно "натаскивать" на протяжении всего учебного года.
На взгляд областных властей, даже безусловное попадание вуза в список неэффективных не должно автоматически привести к его закрытию. Хотя бы по той причине, что освободившуюся нишу немедленно займут негосударственные учебные заведения, которые вряд ли дадут образование более высокого качества. Хотя, допускают в регионе, возможно в перспективе какие-то вузы объединят, сменят руководство, а то и увеличат финансирование.
Свердловская область
На Среднем Урале ситуация парадоксальная: восемь филиалов крупнейшего в регионе вуза - Уральского федерального университета - получили неудовлетворительную оценку. Эффективность головного вуза сомнению не подвергается, однако, как прокомментировали его представители, "и к лидерам есть вопросы, касающиеся эффективности территориальной политики".
- Федеральный университет имеет разветвленную сеть филиалов, обеспечивающих социальное и экономическое развитие региона, - говорит ректор УрФУ Виктор Кокшаров. - Наличие филиалов в городах области - не наша прихоть, а необходимость, обусловленная нуждами промышленности, бизнеса и муниципальных органов управления.
На днях ректор встретился с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, который выразил уверенность в необходимости сохранения сети территориальных подразделений - именно учитывая их социальную роль. В ближайшее время в вузе проведут сессию стратегического планирования, где обсудят программы развития филиалов с участием заинтересованных сторон - представителей муниципальных образований, общественности и деловых кругов. По словам Кокшарова, закрывать филиалы не планируется - только помогать им повысить эффективность их деятельности.
- Безусловно, потребность в оптимизации системы высшего образования существует. Например, очевидна избыточность в подготовке специалистов гуманитарных профессий при наличии неудовлетворенного спроса на специалистов технического профиля, - отмечает проректор по образовательной политике РГППУ Валерий Шевченко. - Естественно, любые попытки реформирования или оптимизации учебных заведений вызовут негативную реакцию со стороны их сотрудников. В то же время механизм оптимизации, предложенный федеральным министерством, достаточно гибкий: наряду с закрытием либо присоединением к более успешному учреждению предусматривается и господдержка неэффективного вуза. На мой взгляд, решение о том, по какому пути вести оптимизацию, необходимо принимать совместно с профессиональным сообществом и органами исполнительной власти субъекта РФ, в котором расположено учебное заведение.
Ирина Апыхтина, начальник отдела Минобрнауки РФ:
- Мониторинг вузов - это некая попытка со стороны государства подсказать университетам, на что им нужно обратить внимание, в каком направлении изменить политику. Разделение вузов на эффективные и неэффективные - это не разделение их на хорошие и плохие, это выявление тех, кому нужно достаточно серьезно поработать, чтобы в будущем этот срез пройти.
Я подчеркиваю: никаких решений о реорганизации или ликвидации вузов по итогам этого мониторинга министерство образования принимать не будет. В решении судеб вузов в первую очередь будут принимать участие представители региональной власти и созданные при ней постоянно действующие комиссии. Реорганизация - это крайняя мера. Сначала мы попытаемся вузы усилить, разработаем планы выхода на эффективную работу, и только если эти меры не помогут, примем решение о реорганизации.
Источник: официальный сайт Российской газеты