В Совете Федерации обсуждены перспективы развития российской системы образования
Опубликовано 01 декабря 2004Состояние и перспективы развития отечественной системы образования стали предметами рассмотрения на парламентских слушаниях в Совете Федерации. В них приняли участие члены верхней палаты Федерального Собрания, депутаты Госдумы, министр образования и науки России Андрей Фурсенко, руководители региональных органов власти и управления, ректоры высших учебных заведений, руководители научного сообщества и педагогических учреждений.
Отметив некоторые позитивные тенденции, участники слушаний констатировали, что "радикальное изменение социально-экономических условий, неисполнение ряда ключевых положений законодательства в области образования, его неполнота привели к целому ряду негативных последствий". Докладчики указывали на возрастающую дифференциацию доступности качественного образования. Различия растут не только на межрегиональном уровне, между городом и селом, но даже между микрорайонами одного города.
Вместе с тем относительное увеличение бюджетных расходов на образование не соответствует реальным потребностям всей системы, не обеспечивает ее устойчивого функционирования. И в наиболее тяжелом положении оказываются общеобразовательные учреждения в сельской местности, в малых и средних городах. А именно они составляют большинство школ страны. В упадок пришла система дошкольного воспитания, ранее признававшаяся во всем мире уникальной. Как следствие, создаются неравные стартовые возможности для освоения детьми общеобразовательных программ в начальных классах школы.
Стагнация производства в этот период привела к разрыву традиционных связей между учебными заведениями и производством, что повлекло сокращение спроса на выпускников профессиональных училищ и техникумов, и существенное снижение общего уровня квалификации рабочих кадров. Более устойчивой, в отличие от предыдущих сфер образования, тенденцией развития, констатировали специалисты, обладает система высшего профессионального образования. Однако и это не гарантирует от проблем - профиль и качество подготовки молодых специалистов не всегда соответствует потребностям общества и экономики.
Участники парламентских слушаний подчеркивали, что назрела острая необходимость реструктурирования и планирования подготовки специалистов профессиональной школой, участия бизнеса в формировании портфеля профессий при сохранении государственного контроля. Участники парламентских слушаний обратились к главе государства с предложением рассмотреть проблемы модернизации отечественного образования на одном из заседаний Государственного совета РФ. Они определили также перечень вопросов, которые должны найти отражение в новых правовых актах, способствующих законодательному обеспечению функционирования и развития системы образования, передает пресс-служба СФ.
Об этом сообщает пресс-служба ИОП "Эврика"