Страдзе: Минобрнауки проведет ревизию спортивных объектов в вузах
Опубликовано 25 марта 2013Проблема физической подготовки российских школьников и студентов все чаще обсуждается на самом высоком уровне. Чиновники ищут способы заставить молодое поколение подумать о здоровье и заняться спортом. О введении современного аналога ГТО в учебных заведениях и развитии студенческого спорта в вузах в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ Александр Страдзе.
— Александр Эдуардович, сколько сегодня объектов спортивной инфраструктуры имеется в вузах, и все ли они используются по назначению?
— В подведомственных Минобрнауки вузах всего около двух тысяч крытых спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям. Но в основном материально-техническая база оставляет желать лучшего. Более 300 тысяч квадратных метров требуют капитального ремонта и не могут использоваться по прямому назначению, многим университетам приходится брать спортзалы в аренду. Сейчас вузы арендуют 169 спортивных залов и 231 бассейн.
Конечно, мы считаем это неправильным и хотим, чтобы каждый вуз имел свою спортивную базу. В этом плане положительный пример — проект "500 бассейнов", который мы реализуем совместно с "Единой Россией" с 2010 года. В рамках проекта уже построено более 30 бассейнов. На 2013 год запланировано строительство бассейнов в 13 вузах, подчиняющихся нашему министерству, и в четырех вузах, подведомственных Минздраву России.
К сожалению, у нас есть примеры, когда физкультурно-спортивные объекты используются не по назначению, но сейчас мы это практически пресекли, по крайней мере, в подведомственных университетах. Но есть другая проблема, когда у студентов нет возможности пользоваться спортзалами из-за неприемлемых условий. Сегодня платят за занятия физкультурой и спортом во внеучебное время 76,3% из общего числа студентов, средняя плата в месяц — 1353 рубля.
На наш взгляд, руководство вузов обязано создавать для студентов максимально благоприятные условия для занятий на спортивных объектах. Сейчас мы анализируем ситуацию, и вскоре у нас будет полная картина, как вузы используют свои спортплощадки. По итогам анализа мы примем меры в отношении руководства вузов, где спортивные объекты используются не по назначению. Они будут самого серьезного характера.
— Сколько всего студентов занимаются спортом?
— В настоящее время из семи миллионов студентов лишь около 25% регулярно занимаются спортом.
В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в России до 2020 года число студентов, занимающихся спортом, должно увеличиться до 80%. Это значит, что сегодня надо применить беспрецедентные меры поддержки, чтобы выйти на такой показатель.
— Что касается повышенных стипендий за достижения в спорте, как работает схема выплат?
— Постановлением правительства РФ предусмотрено выделение повышенной стипендии, в том числе за достижения студента в спортивной деятельности.
Из выделяемых средств, а это около девяти миллиардов рублей в год, порядка 20% направляется на поощрение за достижения в студенческом спорте. Кроме того, каждый вуз вправе установить свою стипендию из внебюджетного фонда, и многие это делают. У нас есть масса примеров, когда ректор, заинтересованный в развитии спорта, находит формы и способы развития. Существуют также стипендии, назначаемые региональными и муниципальными властями, коммерческими компаниями и различными фондами.
Студенческий спорт набирает популярность и нуждается в качественном менеджменте, создании инфраструктуры, болельщиках, брендах.
— Каков размер повышенных стипендий и кто разрабатывает критерии, по которым они выплачиваются?
— Сегодня повышенные стипендии за достижения студентов в спортивной деятельности назначаются практически во всех вузах.
Например, в университетах, подведомственных Минобрнауки, такую стипендию получают около 12 тысяч студентов. Размер стипендии в вузах разный — от 1,25 тысячи до 20 тысяч рублей в месяц. Средний размер по всем вузам — около пяти тысяч рублей в месяц.
Каждый вуз вправе разработать свой порядок назначения стипендий и подробные критерии. Но мы сегодня настаиваем, чтобы как в формировании порядка, так и в распределении стипендиального фонда активное участие принимали сами студенты и студенческие объединения, а положение о выплате и назначении стипендий было размещено на сайте университета.
— Как министерство стимулирует вузы в вопросах выделения средств на студенческий спорт?
— У нас есть два больших конкурса. Один посвящен организации в учебном заведении физкультурно-спортивной работы, а второй — комплексной оценке условий для формирования здорового образа жизни в вузе. Но согласитесь, что получить грамоту за победу в конкурсе не так интересно, как приз в виде нового спортивного объекта, оборудования или инвентаря, поэтому мы работаем над формированием новых стимулов, позволяющих поднять статус конкурсов.
Также мы думаем о создании рейтинга, который позволил бы оценить вклад вуза в развитие студенческого спорта. Не думаю, что ректору будет приятно узнать, что из трехсот вузов его университет находится на 298 месте. Хотя итоги начнут оспаривать, говорить, что оценки не объективны и даны не теми людьми, но тем не менее мы разработаем критерии, попробуем их обсудить и утвердить.
Еще один стимул — правильное PR-сопровождение спортивных соревнований студенческих команд. Мы и этим займемся.
— Президент России Владимир Путин недавно заявил, что готов рассмотреть идею создания специального фонда для финансирования проектов по развитию студенческого спорта. Каковы перспективы?
— Это очень правильно и своевременно, хотя вопрос еще предстоит обсудить и понять механизм работы такого фонда.
— Будет ли министерство участвовать в создании Ассоциации студенческих спортивных клубов, о которой также говорил глава государства?
— С организационной точки зрения мы уже участвуем в создании Ассоциации, но ни в коем случае не собираемся вмешиваться в ее деятельность.
— Как в министерстве оценивают идею возвращения к ГТО?
— Я бы ушел от привычного нашему слуху понятия — "нормы ГТО". Скорее, это должен быть некий национальный стандарт физической подготовленности, свой для каждого возраста.
Если мы говорим о людях, которые не могут заниматься спортом в полную силу, то нужно понимать, что есть и другие формы работы с ними, которые тем не менее позволят им оценить свою физическую подготовку.
На самом деле некие нормативы уже разработаны и во многих регионах экспериментально внедряются. Всероссийский НИИ физической культуры по аналогии с ГТО разработал комплекс "Готов к труду и защите Отечества". В Москве, к примеру, реализуется комплекс "Московский спортсмен". В Свердловской и Архангельской областях пошли на свой эксперимент. То есть в каждом субъекте РФ, где посчитали это интересным, есть такая форма.
При разработке всероссийского стандарта физической подготовленности мы должны использовать комплексный индивидуальный подход к оценке физического развития каждого ребёнка, который бы лёг в общую линейку его достижений.
— Когда этот стандарт заработает?
— В ближайшее время мы совместно с министерством спорта разработаем такой стандарт. Создадим рабочую группу, обсудим с экспертами и, думаю, к лету у нас появятся примерные предложения по его конструкции и содержанию.
Мы надеемся, что хотя бы в порядке эксперимента запустим стандарт с начала следующего учебного года.
— Есть уже понимание, каким образом результаты ГТО будут учитываться при поступлении в вузы?
— Это ещё предстоит обсудить, однако есть понимание, что в той или иной степени эти результаты должны быть учтены при окончании учебного заведения.
— Система ГТО будет рассчитана только на школьников?
— Нет, в перспективе она должна распространиться на все возрастные группы, но хочу подчеркнуть, что эта система должна быть добровольная. Если мы начнём принуждать к выполнению каких-то норм, то получим обратный эффект и вряд ли добьемся чего-то положительного.
Это должно быть общественное движение, в котором каждый человек найдет свой драйв, свою логику участия и достижения результата.
Если говорить о школьниках, то мы можем в перспективе создать некий "паспорт", характеризующий его развитие, причём не только физическое. То есть человек будет обладать определенным данными, которые впоследствии позволят ему создать историю своего успеха, иначе говоря, некое портфолио, где помимо спортивных удач будут отражены его достижения в учебе, творчестве, общественной деятельности.
Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ