Партия сделает образование платным
Опубликовано 02 декабря 2004Реформа образования в России будет отныне проводиться на партийной основе: «Единая Россия» создала спецкомиссию по образованию и науке. На ее первое заседание явились представители Кремля, Минобразования и ректоров российских вузов. Участники процесса уже подготовили около дюжины законопроектов.
Как стало известно «Газете.Ru», во вторник партия «Единая Россия» провела первое заседание своей собственной – партийной – комиссии по образованию и науке. Интересно, что первое заседание комиссии прошло кулуарно – представителей основных СМИ и информагентств на него не пригласили. Зато в нем приняло участие практически все руководство Министерства образования во главе с министром Андреем Фурсенко и директором департамента государственной политики в области образования Исааком Калиной. От Кремля там присутствовал ведущий социальную проблематику помощник президента Игорь Шувалов, а ректорский корпус представлял ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Такой представительный состав заседания говорит о его значимости, однако подробности этой встречи удалось узнать с трудом.
Как рассказал «Газете.Ru» присутствовавший на заседании руководитель одного из министерских главков Игорь Реморенко, всего партийцы планируют обсудить около дюжины законопроектов, связанных с образованием и наукой. Пять из них уже практически готовы – это те самые изменения и дополнения к законам об образовании, обсуждение которых идет с весны 2004 года. Как уже писала «Газета.Ru», они входят в общий пакет социальных законов, связанных с «монетизацией» социальной сферы и разграничением полномочий в сфере образовании между центром и регионами. По большей части эти законопроекты касаются прав участников образовательного процесса, включая финансово-экономические, определяют границы их самостоятельности и роль государства в управлении ими, и, что особенно важно, их финансирования.
Сейчас, по словам Игоря Реморенко, с участием представителей «Единой России» разрабатываются еще 7-8 новых законопроектов, которые предстоит обсудить на заседаниях комиссии в будущем.
Работа над ними пойдет по четырем основным направлениям: дошкольное и общее образование; профессиональное образование; экономика образования; а также законопроекты в сфере науки. Обсуждение всех этих законопроектов, по словам чиновника, займет 3-4 месяца, после чего, весной 2005 года, они будут вынесены на заседание думского комитета по образованию, а затем предложены вниманию палаты.
Законопроекты коснутся таких важных проблем российского образования, как организация системы непрерывного образования; возможный переход на подготовку в высшей школе студентов на контрактной основе; возможности введения в более отдаленной перспективе кредитно-модульной системы образования, которая позволит студентам самостоятельно выбирать себе для изучения различные курсы, совмещая гуманитарные и технические дисциплины.
Наконец, один из законопроектов закрепит переход на двухуровневое высшее образование (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) с возможным перерывом между ними.
В отличие от бакалавриата, обучение в магистратуре будет переведено на коммерческую основу.
Правда, как заверил Игорь Реморенко «Газету.Ru», платить за свое дальнейшее обучение придется не всем магистрам. По его словам, рассматривается возможность «лишь увеличить количество платных мест в магистратуре по сравнению с бакалавриатом». Однако, по официальной статистике самого Минобразования, уже сейчас «платные» студенты составляют 56% российского студенчества, и их количество продолжает расти. Это значит, что, если количество «платных» магистров будет еще больше, то оно все-таки приблизится к 100%, даже если формально и не достигнет этой цифры.
Неизбежный рост платного образования, судя по всему, чиновники и депутаты попытаются хотя бы отчасти скрасить социальными льготами особо нуждающимся. Как выразился Игорь Реморенко, «общей логикой всех готовящихся законов является социальная адресная поддержка». На практике это означает, что выделяемые на образование бюджетные средства достанутся не всем участникам образовательного процесса – будь то студенческие стипендии или преподавательские зарплаты, – а будут распределены только среди части его участников. В русле этого подхода лежит, кстати, уже высказанное главой Федерального агентства по образованию Григорием Балыхиным решение использовать выделенные с сентября 2005 года 2,6 млрд бюджетных рублей не на увеличение стипендий всем студентам, как предполагалось раньше, а на дополнительные выплаты, предназначенные для части студенчества. Например, только для малоимущих студентов и для отличников. Кто, в каком объеме и по каким критериям будет производить распределение, правда, пока неясно.
Будет сделана попытка дополнительно финансировать сферу образования и за счет заключения контрактов с потенциальными работодателями на подготовку кадров.
Поэтому другой составляющей новой идеологии российского образования, по словам Игоря Римаренко, станет поиск внешнего заказчика на образовательные услуги. Таким заказчиком может быть как государство, так и частный бизнес. А это значит, что выпускникам российских вузов предстоят в перспективе «отработки» затраченных на их образование частных или бюджетных средств на угодном «спонсору» предприятии, либо возврат этих денег заимодавцу.
Понятно, что такая «монетизация» российского образования коснется большинства россиян и многих из них вряд ли порадует. Именно поэтому исполнительная власть решила заранее заручиться поддержкой парламентского большинства.
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий и вскоре познакомит своих читателей с деталями новых законопроектов по науке и образованию, подготовленных «на партийной основе» – с участием «Единой России».
Об этом сообщает сайт Газета.ру