Министр Андрей Фурсенко об обеспечении конкурентоспособности российской экономики
Опубликовано 09 декабря 2004Накануне заседания правительства РФ, посвященного реформе образования, в МГУ под руководством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко прошло совместное заседание Совета Российского Союза ректоров, Российского общественного совета по развитию образования и Союза директоров средних специальных учебных заведений России. Первоочередным и единственным стал вопрос, которому был посвящен доклад министра "О приоритетных направлениях развития образовательной системы страны на период до 2010 года". Этот же доклад будет им зачитан в четверг перед правительством.
Таким образом, можно предположить, что в первую очередь Андрей Фурсенко будет говорить об обеспечении конкурентоспособности российской экономики, о том, что образование должно быть направлено на решение стратегических задач. Среди них - развитие человеческого капитала, прирост научных знаний, сохранение социально-культурной целостности страны, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. Один из аспектов модернизации российского образования - непрерывное профессиональное образование, особенно на этапе вузовского обучения, которое должно будет обеспечить кадрами трудовой рынок страны.
Наряду с повышением интереса к профессиональному образованию Фурсенко предлагает придать большее значение бакалавриату, сокращающему на год пребывание студентов в стенах вузов и обеспечивающему возможность работы молодым специалистам там, где требуется вузовский диплом. Что касается магистратуры, реформа будет направлена на подготовку специалистов, "способных к решению наиболее сложных задач и организации новых областей профессиональной деятельности". Список вузов, которых не коснется введение бакалавриата (4 курс) и магистратуры (1-2 курс), будет внимательно рассмотрен и определен позднее, при согласовании с самими вузами.
Реформы должны коснуться и общего среднего образования, так как, по словам Фурсенко, сегодня загруженность учащихся аудиторными занятиями на 10-15% больше, чем в школах Европы. В связи с чем предполагается апробация введения добровольного предшкольного образования, занимающего один учебный год. Таким образом, среднее образование будет поделено на четыре года начальной школы, пять лет - основной и два года - профильной (обучение в гимназиях, лицеях).
Еще один пункт реформы - переход к отраслевой системе оплаты труда педагогов. Изменение структуры образования должно сориентировать школьников на сочетание обучения в различных учебных заведениях, что приведет к снижению недельной нагрузки учебного плана и увеличению уровня оплаты педагогического часа учителя. В качестве нового стандарта общего среднего образования предлагается стандарт "нового поколения".
Приоритетным направлением государственной образовательной политики на период до 2010 года станет проблема финансово-экономических механизмов в сфере образования и их модернизации. Сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений сегодня во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества образовательных услуг. После реформы основой финансирования будет принцип "управления по результатам" работы учебного заведения и нормативно-подушевое распределение бюджетных средств, когда деньги "идут" за обучающимся в школу, потом в ПТУ, техникум или вуз. Эксперимент по введению этих реформ сегодня проходит в Самарской, Ярославской областях и Чувашской Республике.
Кроме того, в ближайшее время планируется принятие ряда разработанных министерством проектов законодательных и нормативно-правовых актов, призванных обеспечить двухуровневую систему высшего профильного образования (ВПО), развитие непрерывного профобразования, привлечение работодателей к участию в образовательной политике, повышение доступности ВПО для лиц, отслуживших в Вооруженных силах РФ по контракту не менее трех лет
Об этом сообщает сайт Российская газета.