Регионам придется считаться с новым министром
Опубликовано 19 января 200518 января прошло совещание Министерства образования и науки с руководителями региональных органов управления образованием. Обсуждались приоритетные направления развития образования, ранее одобренные на заседании Правительства 9 декабря. Фактически, это была первая встреча Министра Андрея Фурсенко с лидерами региональных систем образования. Главный итог события: Министерство будет поддерживать «точки роста», - те инициативы и регионы, где активнее всего прорабатываются общефедеральные приоритеты. Остальные регионы либо уйдут в тихую оппозицию, либо поменяют свое образовательное руководство.
Так, получилось, что на совещание часть прибывших руководителей опоздала. Повлияли дорожные пробки, может быть не совсем удачно выбранное место проведения, а также то, чтопоследние годы региональные руководители образования позволяли и позволяют себе демонстративно неуважительное отношение к федеральному руководству. Так что и опоздать – не грех. А как потом выяснилось, и выступать на таком представительном форуме агрессивно-бессодержательно, чуть ли по-базарному – тоже можно. А уж закрикивать и захлопывать тех, кто смеет «свое суждение иметь» - в порядке вещей. Не зря в профессиональной прессе за региональными чиновниками от образования закрепилось обидное прозвище – «региональные бароны».
Итак, опоздавшие заняли левую часть зала, рядом с входом. Те, кто приехал вовремя – расположились в правой части. Естественно, что наиболее ретивые и самоуверенные руководители оказались в левой части. Видимо поэтому реакции региональных начальников разнились в зависимости от места расположения.
Открыл заседание Министр А. Фурсенко. Поприветствовав собравшихся, передал слово директорам Департаментов Министерства, руководителям Агентства и Службы. Министерские работники кратко охарактеризовали розданные региональным начальникам приоритетные направления, подробнее остановились на вопросах экономики образования. Первые лица Агентства и Службы доложили о своих действиях по передаче учреждений начального и среднего профессионального образования в регионы, о намерениях в области лицензирования, аттестации, аккредитации и инспектирования образовательных учреждений. Министру не очень понравился менторский тон своих подчиненных. Лидер отрасли тут же отметил, что задача совещания – не навязать действия регионам, а выработать их совместно, в результате коллективного обсуждения. Это тем более важно потому, что сейчас федеральное министерство готовит перечень действий, согласно правительственному поручению, поступившему после одобрения приоритетов развития образования.
Самое интересное началось с выступлений региональных начальников. Если ранее они проявляли завидное единодушие в отношении различных направлений федеральных реформ, то сейчас позиции сильно отличались. Министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов подверг критике идею «предшкольного образования». В то время как Председатель комитета по образованию Новгородской области высказывал обратную позицию.
Некоторые региональные начальники высказывали позицию о недостаточной проработанности приоритетов министерства, об отсутствии взвешенной позиции по вопросам воспитания, о недостаточной ясности действий в условиях изменившегося правового поля в системе образования. В то время как другие регионы заявляли о готовности реализовывать новые приоритеты развития образования, предложили конкретные модели действий на уровне регионов. С такими предложениями выступили лидер Красноярского края Галина Вычужанина и Министр Московской области Лидия Антонова.
Неоднозначно отнеслись региональные руководители и к выступлению начальника муниципальной системы образования г. Усть-Илимска Ларисы Лысак, представлявшей на совещании сеть Федеральных экспериментальных площадок. Одним это выступление показалось наглостью муниципалитета, осмелевшего до того, чтобы предложить опытным региональным начальникам, да еще от имени инновационной сети, свое видение моделей реформирования общего образования. Другие с большим интересом отнеслись к предложенным инновационным моделям.
Стало очевидно, что с разграничением полномочий между разными уровнями власти в системе образования одна часть регионов продолжает ждать федеральных указаний сверху. Другая – готова действовать, вести необходимые разработки и делать предложения по изменению федеральной нормативной базы.
В заключении Министр А. Фурсенко пообещал посетить все федеральные округа и сказал, что регионам «не надо строиться под предложения Министерства, но если вместе выработали позицию, необходимо ее отстаивать». Заместитель Министра А. Свинаренко, еще раз напомнил, что Министерство готовит перечень мер, направленных на реализацию приоритетов развития образования и потому ждет от регионов конкретных предложений. На раздумья отпущены две недели.
Проведенное совещание – веха в истории отечественной образовательной политики. С одной стороны, оно свидетельствует о робких попытках проникновения гражданских интересов в систему образования. С другой стороны, уже начинает прорастать механизм укрепления вертикали власти. Для многих уже очевидно, что за назначением губернаторов в субъектах федерации последует и назначение главных образовательных фигур. Те, кто еще этого не понял – либо недальновидны и не почувствовали усиливающуюся вертикаль, либо не верят, что их вообще когда-то утвердят или повторно назначат на занимаемые в настоящий момент должности.
По материаллам сайта ewww.mifors.com