Как выбрать бизнес-школу и программу MBA?
Опубликовано 11 марта 2017Все больше российских менеджеров понимают необходимость постоянного совершенствования своих знаний, и обращают свои взгляды на программы MBA, широко представленные на российском рынке. В данной статье рассказывается о том, как лучше выбрать бизнес-школу и на что стоит обратить свое внимание.
Если за рубежом уже сложился крепкий костяк из ведущих школ MBA, например, в США степень MBA присвоили первым студентам еще в 1902 году, то в России это образование появилось сравнительно недавно, и первые выпускники MBA получили дипломы только в 2000г. Вообще, первая школа MBA открыла свои двери в 1992 году, но форму диплома о государственном образовании, министерство образования утвердило только в 1999 году.
Также в 1999 году в результате конкурса были отобраны учреждения, которые получили карт-бланш на преподавание программ МВА. В тридцатку попали сильнейшие ВУЗы страны, такие как: ГУ-ВШЭ, МГУ, МГИМО, и помимо них также такие школы как "МИРБИС" и Высшая коммерческая школа – отдельно созданные учебные учреждения.
Сейчас по данным предоставленными Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) в России насчитывается около четырех тысяч выпускников MBA, а количество школ по всей стране увеличилось до 80-ти.
Так как же не потеряться в этом изобилии? Для начала определитесь, где вы собираетесь работать: в российской или иностранной компании. Если вам больше по душе иностранная компания или ее «дочка» в России, то желательно обратить свое внимание на те школы, диплом которых приравнивается к зарубежному. Чтобы диплом, полученный у нас в стране, признавали в Европе или США школа должна быть иметь аккредитацию в одной из следующих организаций: AACSB (США), EFMD (Европа), AMBA (Великобритания). Если у выбранной вами школы есть подобная аккредитация, то вы сможете одновременно с российским дипломом получить, например, диплом Антверпенского университета.
Если же вы планируете работать в российской компании, тогда наличие аккредитации в одной из этих международных организаций будет для вас не столь существенно, гораздо важнее обратить свое внимание на другие моменты. Во-первых, посмотрите отзывы об интересующей вас школе в СМИ. Во-вторых, узнайте, сколько лет работает школа: чем длиннее ее история, тем более отточенной будет методика преподавания в ней. Касательно рейтингов, тот тут не всё так просто: если на Западе существует определенный набор отработанных и выдержавших испытания временем параметров, по которым выставляется балл тому или иному заведению, то в России еще нет той совокупности параметров, по которым точно можно было бы определить действительный уровень учебного заведения. Обязательно посмотрите на преподавательский состав школы, желательно, чтобы большинство ваших будущих учителей были практиками, то есть людьми, являющимися представителями реального бизнеса, тогда вам смогут передать практический, а не теоретический опыт управления. Пообщайтесь с отделом маркетинга выбранной школы, если школа не сумеет представить себя в наилучшем свете и заинтересовать вас, то, как она сможет научить вас, выгодно представлять себя на рынке? А самый простой, но действенный способ – пообщаться с выпускниками этой школы.