Целесообразность введения единых учебников экспертами поставлена под сомнение
Опубликовано 19 ноября 2013Тотальная стандартизация в учебниках и пособиях для школы убивает индивидуальность и творческий подход к обучению. К тому же, у авторов будет пропадать интерес к написанию учебников. Вариативность, культивирование собственного взгляда на проблему, задачу, историческое прошлое, – считают основополагающими факторами для развития личности эксперты, опрошенные РИА Новости.
Чиновничий подход к единому учебнику сведет на нет цель российского образования – вырастить всесторонне развитых граждан.
Например, концепция единого учебника истории приводит к однобокому взгляду к российскому государству. Чиновники хотят безусловной любви к стране, без критического подхода к рассмотрению исторических фактов и событий, деятельности правителей и полководцев. Зачем культивировать слепую веру? Разработку проекта единой концепции учебника истории вела рабочая группа под председательством главы РИО Сергеем Нарышкины, министром культуры Владимиром Мединским и министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Разумеется, взгляды чиновников на историю России нельзя назвать свободными, так как вся управленческая среда в стране пронизана авторитаризмом.
Директор одной из московских школ, член общественного совета при Министерстве образования и науки РФ Евгений Ямбург заявил, что необходимо отойти от идеи создания единых учебников. Необходим дифференцированный подход к созданию пособий, считает Ямбург, ориентированный на индивидуальные особенности учеников:
«В старшей школе начинается профилизация. И тому, кто, например, собирается стать врачом, кому нужны более глубокие знания по химии и биологии, недостаточно будет стандартного учебника. Даже в Советском союзе были разные учебники для учеников с разными способностями».
По мнению председателя общества по защите прав потребителей в сфере образования Виктора Панина, в учебниках необходима вариативность. Разумеется, ориентиры должны сохраниться, нельзя допускать, чтобы учебники друг другу противоречили. Эксперт одобряет общественные дискуссии по содержанию учебников, замечая, что по творческим предметам вряд ли нужно создавать единый учебник.
«Экспертам будет сложно определить, какое произведение включать в программу, а какое нет. Вариативность учебников должна существовать, иначе мы убьем желание авторов работать над их совершенствованием», – заметил Панин.
Игорь Реморенко, бывший замминистра образования и науки РФ, согласен с экспертами. По его мнению, некие рамки должны быть определены, например, определенный предел перечня книг для чтения по литературе. Однако, нельзя забывать, что практически по всем предметам есть разные уровни обучения: базовый, профильный, ознакомительный. При этом, закон предусматривает, что подавляющую часть учебного времени отводится на усмотрение учителя, и выбор учебников необходим для определения использования этого времени.