Граждане России ратуют за возращение сочинений в выпускные экзамены
Опубликовано 25 января 2014Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос среди граждан России на тему возвращения в школах полноценного письменного сочинения по литературе, и отказа от ущербных «эссе» в экзаменах. Как оказалось, 61% респондентов целиком и полностью поддерживают возврат творческой составляющей в экзамены в виде сочинения. Почти треть опрошенных (29%) не нашли, что ответить, а 10% заявили об отсутствии необходимости в сочинении как таковом.
Среди самых больших сторонников за сочинения граждане в возрасте от 31 до 45 лет – самая экономически активная часть населения страны, и они же в своем прошлом писали сочинения в школах. Поддерживают эту идею также 74% лиц с высшем образованием, и, разумеется, чем ниже уровень образования, тем и ниже процент голосующих «за». Собственно, в современном обществе, где прогресс зависит от идей и интеллекта, тренды задаются именно образованными людьми.
Причина одобрения школьных сочинений – повышение требований к чтению у школьников. Школьники должны будут учиться мыслить самостоятельно, обдумывать прочитанное, формировать собственное мнение, и уметь излагать его письменно. Многие как обычно критикуют ЕГЭ за плоский и якобы малообъективный подход. Но все сходятся в одном: квадратики и галочки по литературе и русскому языку – крайне негативно сказываются на уровне подготовки детей, поэтому здесь необходимо оценивать именно творческую составляющую, а не знания о том, например: «куда шел поезд, под который бросилась Анна Каренина».
Еще одна причина – грамотность. Без полноценных сочинений нет полноценного чтения литературы. Дети читают хрестоматии; то есть кратное изложение, из которого нельзя почерпнуть красоты родного языка, а также привыкнуть читать. Прочел «Анну Каренину» в сокращении, вроде как понятно, что с ней случилось. Всей же картины не видно, только куда она ходила, что делала и как изменяла мужу, ну и обязательно – как бросилась под поезд. На этом все. Ни прочувствовать особенность той эпохи и общества, ни манеры писать самого Льва Толстого из хрестоматии нельзя. Современное образование любовь к чтению изживает. Однако, именно чтение закладывает умение грамотно и оригинально излагать свои мысли. Знание правил русского языка способствует грамотности только до определенной степени; нужна практика.
Те, кто посчитал возвращение сочинений лишним, аргументировали свой ответ слишком большой нагрузкой в школах. Однако, по какой-то причине, респонденты не задумались о том, что литература и русский язык являются основными предметами, а как раз ряд других дисциплинарных «изысков» в школах можно было бы и сократить. Так, например, на уроках русского языка детей начальных классов натурально пичкают изучением транскрипции в русском языке (по учебникам под редакцией Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.). В результате, многие ученики начинают путать правописание и произношение, допуская невероятные ошибки!
Как бы ни сопротивлялись противники сочинений, на уровне президента и правительства решение уже принято давно. Еще в прошлом году Владимир Путин дал распоряжение изменить стандарты преподавания и приема экзаменов по русскому языку и литературе. Реформа идет такими темпами, что к 1 сентября этого года полноценные сочинения по литературе будут возвращены в школы, а в экзаменационную кампанию 2015 года – в ЕГЭ.
Автор: © Aleksej Kuntsevich