Западные стандарты наступают. Минобрнауки озабочено реорганизацией профтехучилищ
Опубликовано 25 января 2014Несмотря на то, что в нашей стране частенько слышна критика в сторону общества потребления, основные тренды модернизационных процессов направлены именно в сторону столь критикуемого западного потребительского общества. Стандарты образования реформируются с тем расчетом, чтобы университеты России входили в первые ряды мировых вузов, причем по рейтингам зарубежных агентств. Министерство образования и науки РФ направило все усилия на изменения в своей сфере с тем, чтобы стандарты образования в стране были приближены к мировым.
Теперь дело дошло до среднего профессионального образования (СПО), с которым в России все не очень хорошо. В июле прошлого года на всемирном чемпионате рабочих профессий WorldSkills International (WSI) в Лейпциге российские сборные участвовали впервые и заняли последнее – 54-е место. Это заставило задуматься Минобрнауки о перспективах обучения рабочим специальностям в стране. В октябре состоялся «круглый стол» по итогам Второй Всероссийской ассамблеи WorldSkills Russia, на котором обсуждались перспективы изменения профессионального образования в РФ. Подобный конкурс создан в России еще в 2012 году, когда страна вошла в движение WorldSkills.
Последнее место на чемпионате – отчасти отсутствие понимания у участников того, что их ждало на конкурсе, однако главная причина не в этом. До сих пор уровень СПО отстает от мирового едва ли не на 20 лет. Преподавательский профессиональный состав в ПТУ обучает студентов по старинке, не хватает современного оборудования. Отставание не только от мировых стандартов, но и от уровня современных предприятий в самой России, техническая база которых гораздо выше той, которая находится в училищах.
В результате, Министерство образования и науки РФ планирует полностью пересмотреть стандарты среднего профессионального образования в России, подняв уровень знаний и требований к специалистам до международного.
Как пояснила директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталья Золотарева, уровень требований WSI к умениям и знаниям участников гораздо выше, чем уровень СПО в нашей стране. Проведенные сравнения показали, что уровень высшего профессионального образования в России равен уровню среднего профобразования в по меркам WSI. Золотарева рассказала о будущих изменениях; их определено три:
- Увеличение практической части профобразования до 80% всего учебного времени;
- Максимальное участие бизнеса в СПО на принципах государственно-частного партнерства;
- Создание стажировочных программ обучения экспертов, мастеров, преподавателей и студентов в учебных центах Швейцарии, Германии, Финляндии и Франции – лидерах WSI.
Обсуждается вопрос о возвращении практики учащихся на производстве параллельно с обучением в училищах, как это было еще во времена СССР.
Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин выразил уверенность в том, что восстановить систему среднего профобразования в России возможно; вопрос в качестве исполнения. Это и практика, и обязательное наличие научной базы у студента, и добавил:
«Могу только сказать, что наконец-то мы взяли пример с наших западных коллег по реорганизации обучения «ручному труду».
Министерство образования и науки РФ планирует к 2019 году довести СПО в стране до мирового уровня, а в 2019 году организовать всемирный чемпионат WSI уже в России.