Математика – царица наук. Не все школьники в ладах с нею
Опубликовано 29 января 2014В прошлом году простое задание по математике для 5 класса на ЕГЭ не смогли выполнить 150 тысяч выпускников. Как показало последнее тестирование PISA, непривычная формулировка простых задач сбивает с толку 40% российских школьников, которые не пытаются даже разобраться в условии.
В школах помимо русского языка, еще и проблемы с математикой, как показывают результаты исследований. Многие винят в этом систему подхода к выставлению оценок; якобы даже самого слабого ученика вытянут на «троечку». Одна ложь тянет за собой другую, в результате чего на ЕГЭ выпускники допускают чудовищные ошибки.
Поэтому, с 1 сентября 2014 года в школах начинают внедрять утвержденную правительством Концепцию математического образования. Эту новость прокомментировал в интервью «Российской газете» ректор Московского педагогического государственного университета (МПГУ), академик РАН Алексей Семенов. Первая актуальная проблема, по его словам, которую необходимо решить – это желание каждого ученика разобраться в условиях задачи, а также создать условия, при которых учащийся самостоятельно стремился выполнить задания.
Новая Концепция предлагает особую модель обучения: позволить каждому ученику гарантировано освоить все темы, пусть даже на минимальном уровне. Однако особое внимание следует уделить именно основам исчисления и логики. Разумеется, говорит Алексей Львович, не следует начинать учить таблицу умножения в дошкольном возрасте, математически сложная абстракция для дошколят вообще вредна. Там необходимы приемы, способные подвигнуть малышей на самостоятельное применение каких-то приемов, например, простой перебор вариантов. Это вполне типичный прием в математической деятельности.
Сейчас не слишком способные ученики зачастую пользуются правилом: не понимаешь – зазубри, потом поймешь. Они зазубривают решения типовых задач, даже не стремясь разобраться в них, а потом проваливают ЕГЭ, нарываясь на нетипичные условия. И происходит это от непривычки разбираться в условиях поставленных задач.
Также, замечает Семенов, основной принцип новой Концепции – поддержка будущих лидеров на всех уровнях, так называемая интеллектуальная сегрегация. Ученик, решающий сложные задачи, вырывающийся вперед, достоин и особого поощрения – высокой оценки. Одним из основных принципом Концепции – олимпиадное движение. Необходимы дополнительные классы, где успешные ученики смогут осваивать предмет на более высоком уровне, чем их сверстники, которым это природой не дано. Все дети разные; кто-то склонен к точным наукам, а кто-то более к гуманитарным; школа должна это четко определять.
Ректор МПГУ отмечает, что математика является фундаментом для изучения физики и химии. Востребованы все приемы. Сложности в изучении математики не дадут заниматься другими точными науками. При этом, зачастую получается так, что курсы предметов несколько рассинхронизированы. В финансовом мире все без исключения должны уметь пользоваться простыми математическими приемами, поэтому, каковы бы не были склонности у человека, ему не избежать необходимости изучения основ.
Концепция поможет сделать предмет более наглядным и интересным, основная ее задача – повысить математическую грамотность, и как следствие, математическую компетентность персонала в различных областях. В основе всего, что сейчас окружает нас, – от элементарных бытовых приборов, сложнейших цифровых гаджетов до простой писчей бумаги – лежит математика.
Автор: © Aleksej Kuntsevich