Минобрнауки сдалось, – медали возвращаются в школы
Опубликовано 18 апреля 2014За успехи в инновационной, экспериментальной, общественной, научной, научно-технической, творческой а также спортивной деятельности, помимо хорошей учебы, Минобрнауки планирует награждать золотыми медалями школьников.
Поначалу, Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ, отрицал целесообразность возвращения школьных медалей, поскольку последние были дискредитированы протекционистскими действиями учителей и родителей, и зачастую медалисты на деле оказывались далеко не отличниками, сдавая ЕГЭ средне или вообще проваливая экзамен. Ливанов отметил, что реальной оценкой знаний школьника является Единый госэкзамен, а медаль не дает никаких преимуществ для поступления в вуз. Медали справедливо планировали заменить на аттестаты с отличием.
Медаль предлагалось ввести регионам или учебным организациям самостоятельно по желанию. Кстати, это было бы куда справедливее. Так школа, которая обладает значительным авторитетом, а ее выпускники отличаются высокими знаниями, вполне может отличать отличников еще и медалями. С такими знаками отличия вузы, разумеется, не могут считаться.
Депутатам Госдумы такое положение вещей не понравилось. По какой-то причине, им нравится этот кусок металла, вручаемый именно «на федеральном уровне». В конце концов, был написан законопроект, предлагающий добавить золотую медаль "За особые заслуги в учении" в портфолио ученика, которое обещают ввести с 2015 года. Несмотря на то, что льготы медалистам все же достанутся, воспользоваться ими те смогут в случае наличия аттестата с отличием, высокого балла ЕГЭ и успешной сдачи дополнительных испытаний в вузе. В принципе, – всё то, что сейчас вполне позволяет поступить в вуз, без всяких медалей.
Это только одна сомнительная причина введения медалей. Далее возникает ряд трудностей. Что такое «успех в инновационной деятельности» в школе? – задается вопросом заслуженный учитель России Тамара Эйдельман. Это что, медаль за какой-нибудь доклад? Мы не Великобритания, где школьник может провести термоядерную реакцию, – не хватает не только средств, но и не позволяет материально-технический уровень школ. И как дифференцировать достижения? Если спортивные заслуги еще как-то можно оценить с точки зрения сдачи нормативов, то где критерии оценок общественной, экспериментальной, научной деятельности? В современном среднем образовании нет даже таких понятий. Российская школа лишь дает фундамент, а наука уже находится в другом учебном заведении. Эйдельман справедливо замечает, что введение медалей неизбежно повлечет за собой коррупционные схемы. Это и открытое «спонсирование» родителями предполагаемых «медалистов» школ, и давление на учителей, якобы из-за которых ребенок может лишиться медали за то, что попросту «съехал на тройки». Эта система уже дискредитировала медали, и совсем не хочется ее возвращения.
Автор: © Aleksej Kuntsevich