Поволжский Образовательный Портал

Минобрнауки – образовательные организации должны будут мониторить интернет-активность преподавателей и обучающихся

Опубликовано 18 апреля 2014

Минобрнауки решило добавить работы образовательным учреждениям. Теперь там еще должны следить за педагогами и учениками, посещающими Интернет с целью предупреждения террористической угрозы.С целью предупреждения угроз террористической направленности Министерство образования и науки РФ предлагает образовательным организациям следить за активностью педагогов и учащихся в Интернете. В ведомстве полагают, что подобные меры помогут понизить вероятность совершения актов террористической направленности.

Проект соответствующего постановления Минобрнауки называется: «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В целом документ обязывает контролирующие организации и руководство учебных заведений провести полный спектр мероприятий по защите здоровья учащихся и сотрудников, а также имущества организаций от террористических актов. Для этого будут разработаны индивидуальные паспорта безопасности организаций.

Однако, помимо огромного количества мер, которые необходимо принимать в каждом образовательном учреждении, теперь руководство их обязано выявлять неблагонадежных сотрудников и учащихся, которые как-то не так себя ведут в Интернете. В частности, предложено именно мониторить  ресурсы Сети, анализировать персональные сайты и страницы участников образовательного процесса. Документ не скрывает даже и то, что необходимо обращать внимание на информацию так называемого околорадикального толка. Правда, никакой трактовки термина «околорадикальный» не приводится. Этот термин на форумах уже нарекли еще одним «перлом Миниобрнауки». В ряде мер, которые должны быть приняты, описывается и такая:

«2.2. Определение мер по обеспечению антитеррористической защищенности организации осуществляется на основе: <…>

ж) статистики посещаемости обучающимися и работниками организации Интернет-ресурсов, форумов, блогов и сообществ в социальных сетях, в целях  распространения информации террористической и экстремистской направленности».

Минобрнауки решило добавить работы образовательным учреждениям. Теперь там еще должны следить за педагогами и учениками, посещающими Интернет с целью предупреждения террористической угрозы.В одной школе обучается в среднем 1500 учеников, а то и больше. В настоящий момент подавляющее большинство школьников имеют аккаунты в различных социальных сетях, многие ведут личные блоги, невероятное количество комментариев оставляется под постами. Работа, которую предлагает проводить Минобрнауки, по своим масштабам в принципе не может быть проведена только на примере одной школы! Зачем тогда всё это? Да, в свете агрессивной международной позиции России можно предположить, что найдётся немало желающих дестабилизировать ситуацию путем проведения террористических актов. И одно дело, когда поиском вероятных угроз занимаются спецслужбы, и совсем иное – заставлять руководителей организаций следить за своими подопечными, а тех в свою очередь, откровенно говоря, доносить друг на друга. Термин «околорадикальный» трактоваться будет именно в подобном ключе. Таким может быть назван любой, кто даже не согласится с программой преподавания в школе, вузе. «На карандаш» вполне могут взять ребенка, у которого произошел конфликт с преподавателем или однокашником, либо который где-то услышал, как поносят руководство страны за очередную выходку. Что-то мне это напоминает из 30-ых годов прошлого столетия.

Стоит ли валить все в одну кучу? Пожалуй, это уже слишком. Да, не секрет, что общество неоднородно, и подобное произошедшему в одной из школ Москвы необходимо предвидеть. Но угрозы выявляются путем использования ресурсов психологов, а не путем доносительства на соседа за его позицию по какому-либо вопросу.

Не стоит забывать о работе, которую провело министерство с целью оградить школьные сети от нежелательного контента. Зачастую, со школьных компьютеров нельзя посещать социальные сети и просматривать многие блоги, – об этом заботится система фильтрации контента. Как в этом случае поступать сотруднику, которого обязали проводить подобный «мониторинг»? Заниматься этим в нерабочее время дома? Нереально. Невозможность пользоваться для выхода в Интернет пользоваться корпоративной сетью школьников и студентов не останавливает, – они это делают со своих мобильных устройств через сотовых операторов. О какой статистике посещения и активности можно говорить в таком случае?

Реализация подобных мер невозможна уже в силу чрезмерной ресурсной ограниченности учебных заведений. Документ, предлагаемый Минобрнауки, по части мониторинга Сети является чистой воды профанацией.

 

Автор: © Aleksej Kuntsevich

Другие матералы рубрики: