Новые правила финансирования вузов
Опубликовано 27 июня 2013Начиная с 2013 года многие высшие учебные заведения переходят на схожую со школьной систему финансирования - нормативно-подушевую (в отличие от 2011 года, когда они финансировались по смете).
О переходе на подобную схему финансирования говорят уже несколько лет. Так в 2008 году Андрей Фурсенко, занимавший тогда пост министра образования, начал подготавливать вузы к тому, что в скором времени система их финансирования изменится. А в мае прошлого года Владимир Путин, Президент России, подписал указ, в котором значилось постановление правительству осуществить к июню 2013 году переход на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным специальностям; при этом они должны были предусмотреть зависимость расчёта нормативов от конкретных особенностей реализации образовательных программ.
В марте 2013 года Министерство образования и науки разместило на свое официальном сайте информацию по базовым нормативным затратам по стоимостным группам направлений подготовки на 2013 год, где были определены величины нормативных затрат на каждого студента в год. Этот показатель зависит от требуемого оборудования, от количества обучаемых, от статуса вуза и региона, в котором он располагается. Нормативные затраты и научно-исследовательская деятельность будут финансироваться отдельно, как рассказал Повалко А., заместитель министра образования и науки.
Закупка различных материалов, заработная плата сотрудников, расходы на содержание зданий и коммунальные платежи, приобретение учебной литературы – это основные составляющие нормативных затрат.
Если говорить об оплате труда педагогов, то она будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Повалко утверждает, что преподаватели должны получать стабильно высокую зарплату. Замминистр обещает повысить заработную плату профессорско-преподавательского состава и довести ее до 80 процентов от средней по региону. Помимо этого он говорит о дополнительной стимулирующей надбавке, что позволит привлечь в отрасль выпускников педагогических вузов и мотивировать их идти работать по специальности.