Счетная палата: сфера образования в России хронически недофинансирована
Опубликовано 23 сентября 2020Образование в России хронически недофинансируется, заявил аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев. В выступлении на правительственном чае в Госдуме он отметил, что даже фактические потребности отрасли не покрываются текущими расходами, что и говорить о ее развитии.
Эксперт рассказал, что фактически доля государственных расходов в образовании остается на одном уровне. Сегодня это около 3,6-3,8% от ВВП, что приблизительно находится на уровне 2014 года. Дмитрий зайцев отметил, что в странах ЕС такая доля расходов, для сравнения, составляет 5% ВВП. Пресс-служба Счетной палаты со ссылкой на Дмитрия Зайцева отмечает, что недостаток финансирования образования сегодня будет означать экономическое отставание в дальнейшем.
В сфере высшего образования дефицит финансирования отмечается особенно остро. Речь идет, прежде всего, о расходах на модернизацию учебной базы и содержание учебных заведений. Недостает финансирования и на развитие капитальных объектов, инфраструктуры. Выделенные же вузам средства нередко осваиваются нерационально и несвоевременно.
В Счетной палате рассказали, что на начало 2020 году образовательное ведомство имело 314 незавершенных объектов. Общий объем финансовых вложений в них составил свыше 37 млрд. рублей. По словам аудитора, ежегодно растет количество объектов, возведение которых приостановлено, ведется более 5 лет, или вовсе законсервировано. На данный момент они составляют 58% от общего количества. Поэтому в Счетной палате акцентировали внимание на необходимости проработки министерством рабочего плана, который бы помог сократить число незавершенных объектов.
Образовательные программы университетов также сталкиваются с недостатком финансирования, считает аудитор. Дмитрий Зайцев отметил, что применение коэффициента выравнивания может привести к значительному сокращению финансирования госзадания вузов по сравнению с объемом, который рассчитал сам вуз по нормативам. В прошлом году применение ведомством данного коэффициента привело к сокращению финансового обеспечения госзадания университетов почти на 24 млрд. рублей, рассказал он.
В Счетной палате отметили и проблемы, с которыми столкнулась сфера образования из-за пандемии и вынужденного перехода на дистанционное образование. Речь идет о неготовности части преподавателей, дефиците опыта дистанционного обучения, недостаточном развитии инфраструктуры и т.д. Отсутствие оценки потребностей в дальнейшем развитии цифровой инфраструктуры университетов является серьезным риском в решении данных проблем, считает Зайцев. Именно из-за этого в ближайшие три года в федеральном бюджете не запланировано бюджетных ассигнований на повышение цифровых компетенций педагогов и модернизацию учебной базы. Счетная палата заявила, что это вызывает беспокойство.
Важной проблемой остается и развитие непрерывного образования, рассказал аудитор. Несмотря на то, что соответствующие мероприятия реализуются в нескольких федеральных проектах, этого недостаточно. Счетная палата обращает внимание Минобрнауки на то, что кратно должна вырасти и роль государства в том, чтобы обеспечить необходимые для развития непрерывного образования условия.
В целом же развитие российского образования не уступает другим странам, считают эксперты. И об этом явно свидетельствует рост позиций страны в международных рейтингах. Этому способствует и реализация проектов развития вузов, к примеру, проекта «5-100».