В Минобрнауки России состоялась расширенная итоговая коллегия Министерства
Опубликовано 19 мая 2023Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил с докладом, в рамках которого рассказал о реализации стратегических инициатив Правительства РФ, росте доступности отечественного высшего образования, увеличении количества диссертационных защит и многом другом.
Говоря о реализации новой государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ», Валерий Фальков сообщил, что Министерство выстраивает общую логику принятия финансовых решений и концентрирует ресурсы государства на приоритетных направлениях.
«В 2022 году сохранилась проявившаяся годом ранее тенденция по увеличению числа защит диссертаций кандидата и доктора наук, общее количество защит только за 2022 год выросло почти на 20 %. С 2020 года рост еще более существенный», — сказал Министр.
Количество защит кандидатских диссертаций выросло с 6,5 тысяч в 2020 году до 8,5 тысяч — в 2022. Докторских диссертаций — с чуть менее 1 тысячи до 1,5 тысяч в 2022 году. Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко назвал сложившийся тренд большим достижением.
«Сейчас контроль за диссертациями серьезный, и он сохранился, при этом количество защит растет. И очень важно, чтобы часть этих людей шла в университеты и становилась преподавателями. Только это поможет обеспечить качество подготовки кадров, а значит, обеспечить суверенитет не только в фундаментальных исследованиях, но и в конкретных разработках», — сказал Андрей Фурсенко.
Создание национальной системы высшего образования стало главной темой коллегии Минобрнауки.
«Все профессиональные вопросы, результаты, сроки обучения, образовательные стандарты, распределение контрольных цифр приема — в основе всего должна быть простая интегральная характеристика — качество образования. Мы предлагаем комплексный подход к принятию решений, поскольку у каждой стороны есть свои мотивы и интересы, здесь важно все сбалансировать», — сказал Министр.
Из доклада:
- вместо бакалавриата и специалитета — базовое высшее образование (срок обучения от 4 до 6 лет),
- вместо магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки — специализированное высшее образование. Оно предполагает отход от двухлетнего обучения в пользу вариативного (1–3 года),
- аспирантура будет нацелена на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В центре аспирантуры — научная деятельность.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко обратил внимание, что при совершенствовании системы нужно обеспечить преемственность и аккуратный подход к вопросу о сроках обучения.
«Есть отрасли, где 6-летнее образование не нужно. Например, IT. Другое дело, что через какое-то время для такого специалиста надо подключить дополнительное образование. А фундаментальную науку надо всю жизнь изучать. Так что не надо привязывать всех к одному сроку», — сказал Андрей Фурсенко.
Как отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, в новых условиях роль взаимодействия промышленности и науки становится крайне важной. Компания готова поддержать инициативу Минобрнауки, если она поможет получить качественного специалиста.