Обсуждение федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на период 2006-2010 годов
Опубликовано 02 февраля 200526 января 2005 года состоялась коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященная обсуждению проекта концепции федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на период 2006-2010 годов. Содокладчиками на коллегии выступили заместитель Министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко и руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин.
А.Свинаренко изложил в своем выступлении основные принципы построения проекта концепции ФЦПРО. Разработка новой программы связана с окончанием в 2005 году действия федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы, а также с укрупнением самой программы за счет ее интеграции с ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и рядом ведомственных программ. Завершается также комплекс межведомственных мероприятий по выполнению 1 этапа Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
По словам А.Свинаренко, отсутствие заложенного системного эффекта по каждому из направлений работы связано с тем, что социально-экономическая отдача от модернизации образования на практике не всегда ставилась во главу угла, должного распространения апробированные проекты не получили, а заявленные цели не в полной мере были обеспечены ресурсами. До сих пор отсутствуют институциональные механизмы, которые обеспечили бы связь между развитием человеческого капитала и благосостоянием граждан страны. Содержание и технологии образования отстают от современных требований, образовательная система испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров, действенность механизмов государственного управления, призванных создать благоприятные условия для развития системы образования, оставляет желать лучшего.
Отсюда вытекает комплекс необходимых программных мероприятий. Они направлены на выравнивание стартовых возможностей всех категорий граждан в получении образования различного уровня, введение компетентностного подхода, переход к финансированию конкретных образовательных программ, моделей, технологий и проектов, формирование единого образовательного и информационного пространства, интеграцию образовательных структур, расширение и диверсификацию всех форм господдержки образования. ФЦПРО, которая станет инструментом реализации Стратегии и Приоритетов развития образования, ориентирована на такие направления как непрерывность образования, повышение его качества одновременно с расширением доступности качественных образовательных услуг для всех граждан и модернизация финансово-экономических механизмов развития образовательной системы. Все проекты ФЦПРО должны быть увязаны в единый комплекс, оцениваться по результатам, учитывать мировые тенденции, быть открытыми для влияния организаций гражданского общества и профессиональных объединений и опираться на современные информационные технологии. Обязательно их кадровое, информационно-технологическое и инвестиционное обеспечение. Каждый проект должен пройти путь от инновационной модели и апробации до административно-технологического решения и широкого распространения.
На сегодня в стадии проработки находятся около 50 таких проектов. На полное укомплектование ими ФЦПРО отводится менее двух месяцев, которые остаются до представления в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2006 год. Поскольку программа принимается на три года, контракты, которые будут по ней заключены, станут более долгосрочными. Предполагается, что годовой объем финансовых средств в ФЦПРО увеличится примерно в 2 раза, а доля программы в финансировании сферы образования за счет средств федерального бюджета достигнет приблизительно 20% (сегодня - около 12%). Реализовывать новую ФЦПРО предстоит Рособразованию: его специалисты принимали активное участие в создании проекта концепции, а глава федерального агентства Г.Балыхин представил на коллегии свои предложения. По его мнению, передача на уровень субъектов РФ значительных полномочий по финансированию образовательных учреждений побуждает координировать мероприятия ФЦПРО с программами развития региональных образовательных систем. Демографическая динамика позволяет от экстенсивного развития сферы образования перейти к интенсификации за счет внедрения новых технологий. Наконец, требуется придание гласности всем конкурсным процедурам и привлечение внешних экспертных организаций к оценке эффективности реализации проектов.
На коллегии выступили также ректор Санкт-Петербургского университета информационной техники, точной механики и оптики Владимир Васильев и начальник главного управления образования Курганской области Борис Куган. В их выступлениях прозвучали высказывания о целесообразности увязывания ФЦПРО с приоритетами научно-технической политики, особенно в части подготовки специалистов и преподавателей соответствующих отраслей, а также о создании технологий эффективного взаимодействия субъектов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней.
Подводя итоги коллегии, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко подчеркнул, что федеральные целевые программы носят адресный характер, вкладывая средства в перспективные «точки роста» или гарантированно доводя их до тех участков образовательной системы, которые особенно нуждаются в централизованной бюджетной поддержке. По словам Министра, первая коллегия 2005 года не случайно посвящена обсуждению документа, который будет нацелен на достижение главных приоритетов, выделенных совместными усилиями Минобрнауки России, научно-образовательного сообщества, организаций гражданского общества и профессиональных объединений.
Об этом сообщает сайт mifors.com