Останется ли у нас в неприкосновенности бюджетное высшее образование
Опубликовано 21 февраля 2005Министр образования и науки Андрей Фурсенко выдвинул идею разделения всех вузов России на несколько групп. 10-20 "национальным" университетам дадут приоритетное финансирование, 100-200 вузам второго эшелона государство даст деньги на подготовку бакалавров и магистров, остальным - только на бакалавров. Если это произойдет, то существенно меняется картина "бесплатности" росcийcкого образования.А в Государственной Думе РФ обсудили механизмы финансирования образования студентов. Речь шла о государственных именных финансовых обязательствах (ГИФО), государственных субсидиях и образовательных кредитах. А нас до недавнего времени убеждали, что государтсво не намерено сокращать число "бесплатных" студентов. Так останется ли в неприкосновенности бесплатное высшее образование России или нет? Что думают об этом наши эксперты?
Елена Маркина, заведующая кафедрой "Финансы" Финансовой академии при правительстве РФ Когда мы обращаемся к теме ГИФО, то здесь нужно понять главное - сам механизм финансирования вузов на основе ГИФО, апробируемый сегодня в регионах, нацелен не на увеличение бюджетных средств, выделяемых государством на образование, а на использование рыночной модели их распределения в соответствии со спросом населения. Если раньше распределение бюджетных средств между вузами находилось в компетенции чиновников, то с ведением ГИФО деньги следуют за студентом в тот вуз, который он сам выбирает. Вместе с тем в условиях эксперимента по ГИФО не отменена та норма закона о высшем и послевузовском образовании, которая обеспечивала бесплатное (за счет средств бюджета) обучение не менее 170 человек на 10 000 населения. С учетом соблюдения этой нормы вуз (участник эксперимента) обязан обучать бесплатно, только за счет ГИФО (без доплаты со стороны студента) не менее половины студентов. Оставшиеся студенты, имеющие более низкие результаты по Единому государственному экзамену, оплачивают уже не полную стоимость обучения, а только доплачивают разницу между стоимостью обучения в данном вузе и суммой своего ГИФО. Конечно, в региональных вузах эта сумма будет меньше, чем в Москве, так как стоимость обучения в престижных московских вузах составляет порядка 3000 долларов, а в регионах всего 500-700. И вполне возможно, что данная мера закрепит выпускников школ в местах их проживания. В целом механизм финансирования вузов на основе ГИФО не означает перехода на полностью платное образование. Хотя и предполагает новую рыночную модель распределения бюджетных средств. Тем не менее эта модель не сможет оптимально работать без подкрепления ее иными инструментами финансирования высшего образования. Задача дня - поиск разумного сочетания инструментов распределения средств, основанных на рыночном спросе, с мерами государственной поддержки вузов. В том числе и путем деления вузов по категориям, обеспечивающим подготовку по специальностям, не востребованным населением, но необходимым государству с точки зрения его развития. А для решения этой задачи государство намеревается ввести субсидии. Субсидии призваны обеспечить подготовку студентов по специальностям, необходимым государству. Например, врачей, сельских учителей и так далее. Смысл субсидий в том, что выпускник вуза должен в течение трех месяцев устроиться на работу. И отработать три года на том рабочем месте, которое определит ему государство. Если он не выполнит эти условия, то будет обязан вернуть государству сумму, затраченную на его обучение. Этот механизм коснется не всех специальностей, а только тех, по которым государство испытывает дефицит... Во всех этих намеченных планах я не вижу пока намерения сделать высшее образование полностью платным.
Иван Мельников, депутат ГД РФ, комитет по образованию и науке В документе о приоритетах образования и науки РФ Единый государственный экзамен фактически увязывают с ГИФО. То есть в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ будет определяться, на каких условиях молодой человек станет получать высшее образование: на полностью платной основе, с частичной оплатой или бесплатно. Однако при этом опускается одна маленькая, но существенная деталь: если раньше речь шла хотя бы о том, что число бесплатных мест составит не менее 50% от общего числа принятых в вузы, то в новых документах этого даже не гарантируется. Кроме того, вводится новая двухуровневая система получения высшего образования: бакалавриат и магистратура. Обратите внимание, что для бакалавриата ставится такая задача: "формирование базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций". И ниже: "коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы". Навыков, навыков, навыков. В итоге из бакалавриата выйдет целая армия квалифицированных лаборантов. Фактически сюда переносятся цели и задачи ПТУ. Но свыше 85% населения хотят иметь высшее образование. А вот попасть на ступень магистратуры суждено не всем. В документе говорится: "Лица, получившие степень бакалавра, могут в соответствии со своей квалификацией занимать должности, требующие высшего образования, а также участвовать в конкурсе на продолжение образования на втором уровне". Первая часть этой фразы еще раз ясно показывает, что знания бакалаврам совсем и не обязательны. Просто если "требуется высшее образование", то можете сказать работодателю, что оно у вас есть. Вторая часть фразы заявляет самое важное: без конкурса в магистратуру вам не попасть. Но здесь еще кроется и большая опасность впасть в финансовое соревнование. В разделе, где говорится про ГИФО, это неловко замаскировано. Там сказано, что для магистратуры должны устанавливаться более высокие бюджетные нормативы финансирования по сравнению с бакалавриатом. И все, что в эти "более высокие нормативы" не попадает, оплачивается из кармана прошедшего по конкурсу обучающегося. Отсюда вытекает и общий вывод: фактически высшее образование будет сосредоточено только в магистратуре, оно будет сведено к 1-2 годам, получать его будет позволено только в случае удачной сдачи дополнительных экзаменов в магистратуру, и оно будет в разных вузах в той или иной степени платным. Вместе с тем мы переходим и на частичную оплату образования в средней школе. Доплачивать в различные школьные фонды приходится и сейчас. Для многих семей это тяжелейшая ноша, а тут родителям придется взять на себя значительную часть финансовой нагрузки. Приведу цитату из документа о приоритетах. "Целесообразно апробировать снижение недельной нагрузки учебного плана при соответствующем увеличении уровня оплаты педагогического часа учителя (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы). При этом индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможностей выбора образовательных программ могут финансироваться из дополнительных источников как бюджетных, так и внебюджетных". Теперь попробуйте сами ответить на вопрос: как много бесплатного образования у нас останется?
Опрос подготовила Наталья Савицкая