Сегодня призывная молодежь идет в вузы Минобороны в поисках убежища от службы в армии
Опубликовано 23 мая 2005Реформа Вооруженных Сил (ВС) России едва-едва задела систему военного образования. Смешно считать реформой уменьшение количества военных училищ. Серьезной корректировки программ подготовки офицерских кадров пока не произошло, в то время как система остается громоздкой и затратной. Более того, практическая подготовка молодых офицеров к будущей профессиональной деятельности стала значительно хуже. Например, летный состав, выпускаемый из учебных заведений, имеет совершенно недостаточные навыки выполнения полетов на современных самолетах. При существующих нормах годового налета они никогда не станут профессионалами, так как в училище не получили должной подготовки.
Студент или курсант?
Сегодня многие молодые офицеры после истечения срока первого контракта предпочитают увольняться. Армия стала поставщиком квалифицированного специалиста для теперь уже не общенародного хозяйства страны. А военные вузы продолжают трудиться в полную силу, выпуская все новых и новых офицеров. Как это ни парадоксально, но они также стали тем прибежищем, где можно избежать трудностей военной службы.
«Продвинутые» призывники по окончании средней школы являются в военкомат и заявляют о горячем желании послужить Родине. Правда, в качестве офицера. Радости кадровых органов и руководства военных вузов нет предела – еще бы, приличные конкурсы среди поступающих дают повод рапортовать о повсеместном стремлении молодежи к военной профессии.
Вот только обольщаться этим обстоятельством не стоит. Первые курсы вузов полностью укомплектовываются вчерашними школьниками, и первые два года обучения проходят вполне успешно. Но с третьего курса количество отчисленных курсантов стремительно возрастает и к концу обучения достигает 30–40%.
Феномен этот объяснить легко. Проучившись два года в военных институтах (училищах), которые, как правило, расположены в столицах и крупных областных центрах, прожив в благоустроенном курсантском общежитии на пайке, молодой человек приобретает две важнейшие, с его точки зрения, вещи. Во-первых, военный билет: он относил погоны военнослужащего в течение двух лет и считается отслужившим срочную службу. Во-вторых, академическую справку об окончании двух курсов технического вуза.
Теперь сравним положение, скажем, курсанта Академии им. Жуковского и студента расположенного рядом Московского авиационного института. Оба получают совершенно одинаковые дипломы авиационных специалистов с высшим образованием и даже одинаковые воинские звания лейтенанта (студенты помимо всего прочего проходят обучение на военной кафедре института и получают звание офицера запаса). При этом студент или платит деньги за обучение, или добывает себе «хлеб насущный». В то время как курсант учится и никаких забот не знает.
Второе министерство высшего образования
Качественный скачок в развитии системы военного образования в СССР был сделан в конце 50-х годов, когда все средние военно-учебные заведения были преобразованы в высшие. Уже в 60-е годы только в ВВС функционировало несколько десятков вузов по подготовке авиационных специалистов с высшим образованием. Но их подготовка имела определенные недостатки. Например, высшие летные училища (ВВАУЛ) решали триединую задачу, т.е. одновременно готовили и командира, и инженера, и летчика. Причем обучение было ограничено жесткими временными рамками – четыре года и два месяца. В результате молодой офицер нуждался в длительной «доработке». Но так или иначе, вопрос был решен, и ВС получили огромное количество инженеров, занявших все должности в войсках, даже те, где инженерного образования не требовалось. А подготовка специалистов со среднетехническим образованием была свернута.
С тех пор армия, по сути дела, стала вторым министерством высшего образования, поскольку в ее структуре функционировало множество вузов, выдававших своим выпускникам дипломы о высшем образовании общесоюзного образца. Система эта продолжает работать и сегодня, только количество вузов уменьшилось.
Новая программа
Любая программа подготовки военного специалиста, и не только офицера, должна оцениваться по критерию «стоимость-эффективность».
Младший офицер для замещения первичной командной или инженерно-технической должности в войсках во всех видах ВС РФ готовится четыре-пять лет, при этом в большинстве случаев он требует после вуза длительной подготовки непосредственно в части. Молодой летчик – выпускник вуза даже в более благополучные советские годы затрачивал на это несколько лет. В нынешней же ситуации он рискует уволиться из армии в пенсионном возрасте, так и не научившись летать и вести боевые действия во всех условиях.
Ежегодно сотни вузов выпускают тысячи дипломированных специалистов с высшим образованием, которые в отличие от советского времени получают не направления на вакантные должности в народном хозяйстве, а свободные дипломы. Хотя многие из них в процессе учебы приобрели на военных кафедрах офицерские звания и воинские специальности, привлечь их для службы в армии можно, лишь создав соответствующие материальные предпосылки. С другой стороны, государство тратит колоссальные средства на обучение и подготовку специалистов в военных вузах из числа вчерашних школьников. Так, может, пора понятие «военно-специальное образование» разделить на составляющие: военное и общее высшее, предоставив возможность каждому ведомству заниматься своим делом?
В рамках проводимой реформы ВВС, как наиболее технический вид ВС, могли бы полностью отказаться от военно-специальной подготовки офицеров. Уже тысячи таких специалистов выпущены и продолжают выпускаться гражданскими вузами – как правило, они не находят себе профессионального применения. Задача ВВС состоит в том, чтобы привлечь их в свои ряды. Для этого нужно на порядок увеличить размер оплаты труда офицеров, а также существенно улучшить их моральное и материальное стимулирование, перенацелив для этого средства, выделяемые в настоящее время на содержание военных вузов.
Также назрела проблема усиления военных кафедр гражданских вузов. Их техническое переоснащение, пополнение преподавательским составом из числа кадровых офицеров и офицеров, находящихся в запасе и отставке, расширение материально-технической базы – веление времени, требующее быстрого и качественного решения. ВВС могли бы установить специальные стипендии для студентов или взять на себя часть расходов по их обучению, при условии что по окончании учебы они обязаны отслужить в течение конкретного срока, оговоренного специальным контрактом, в ВВС. В крупных городах одна военная кафедра может обеспечить учебный процесс в двух и более вузах.
В реформированных ВС было бы разумно оставить необходимое количество школ и учебных подразделений. Содержание огромных дорогостоящих вузов, в которых военный специалист в течение многих лет мог готовиться на первичную офицерскую должность, стало непозволительной роскошью.
Алексей Нечетов.