Намерения президента и реальность отрасли
Опубликовано 08 сентября 2005На встрече в Кремле с высшими руководителями страны президент РФ В.В. Путин выделил образование в числе приоритетных сфер деятельности государства, от эффективного развития которых в конечном итоге зависят качество жизни людей и самочувствие общества. Апология образования на самом высоком государственном уровне конечно же согревает сердца педагогов, вселяя в них, как говорили в советскую эпоху, уверенность в завтрашнем дне.
Попутно отметим, что апология образования в устах государственных деятелей - жанр в нашей новейшей истории не новый. Еще В.И. Ленин призывал поднять учителя на недосягаемую высоту, а первым указом президента Б.Н. Ельцина был "Указ об образовании". Там, помнится, предполагалось в сжатые сроки поднять заработную плату в образовании до уровня средней в промышленности. Хотели как лучше, а получалось - по афоризму Черномырдина. Чего не хватало? Политической воли, финансовых возможностей?
На сей раз в наличии и то, и другое. Огромный Стабилизационный фонд в сочетании с властными полномочиями президента позволяет надеяться на решение проблем отрасли. Предполагаются особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, закладываются средства для приобретения этими учреждениями лабораторного оборудования, программного обеспечения, на модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей. Не забыли и о многострадальных классных руководителях. Им предусматривается дополнительное денежное вознаграждение, включая педагогов начальной школы, которым по непонятным причинам классное руководство никогда не оплачивалось. Чего же еще желать? Остается по традиции сказать спасибо первому лицу государства за наше счастливое детство. Однако хочется верить, что сегодня от профессионалов требуется не верноподданнический раж, а нечто иное. В частности, то, что четко обозначено в выступлении президента: создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования.
Без них любые благие намерения государства разобьются о привычную реальность. Большие средства выделяются прежде всего на инновационный прорыв. Прекрасно. Но тогда профессионалы должны в сжатые сроки подготовить и предъявить обществу механизм открытой эффективной экспертизы, позволяющей определять степень инновационности того или иного проекта. В противном случае выделение ресурсов и средств будет привычно зависеть от взаимоотношений руководителей образовательных учреждений с местным начальством и вкусовых предпочтений того или иного закрытого экспертного сообщества.
Стремимся ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков, положив в основу новой системы оплаты труда качество преподавания. (Об этом говорится в выступлении президента.) Великолепно! Честь должна быть по труду. Но где критерии качества, позволяющие платить Марии Ивановне существенно больше, нежели Нине Петровне? При их отсутствии мы рискуем взорвать взаимной завистью наши и без того тревожные педагогические коллективы. Не дай бог, если в качестве таких критериев будут использованы результаты ЕГЭ. Одним словом, помимо денег и политической воли, для реализации поставленных задач потребуются серьезные усилия профессионального сообщества. К сожалению, до сих пор все механизмы реформирования образования разрабатывались в недрах образовательного ведомства келейно, без широкого предварительного обсуждения. Если подобная практика продолжится, прорыва в ключевом вопросе государственной политики не произойдет. Евгений ЯМБУРГ, директор школы
Об этом сообщает сайт Известия Науки.