Предприниматели готовы помочь выпускникам школ определиться с выбором вуза
Опубликовано 08 сентября 2005"Реалии таковы, что 60% выпускников вузов не находят работу по профессии. Потому что образование не учитывает потребностей рынка, рынок существует сам по себе, образование само по себе", - заявили организаторы недавнего осеннего безнес-педсовета. На третьем бизнес-педсовете, проводимом по инициативе Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" при поддержке Министерства образования и науки РФ, предприниматели обсуждали возможности создания рабочей группы, которая бы проработала нормативно-правовую базу, регулирующую взаимоотношения бизнеса и образования. "Деловая Россия" и Российский Союз промышленников и предпринимателей хотят вместе с ГД РФ и Министерством образования и науки принимать участие в поиске эффективных технологий оценки качества профобразования и в рейтинговании вузов и других профессиональных учебных заведений. Вообще, рейтингование - дело трудное. В плане того, что и субъективное, и рисковое (способствующее росту врагов и друзей), и ...прибыльное. Вот почему этим хотят заниматься все. Избежать лоббизма, в принципе, здесь так же невозможно, как и в Государственной Думе. Но задачу беспристрастности опять же озвучивают все. Самые популярные среди рейтингов - это рейтинги вузов. Причем спрос на информацию такого рода растет с каждым годом. С разницей только в нюансах. Сегодня потребителей такой информации интересуют региональные вузы. По двум причинам. Во-первых, в силу дороговизны условий жизни и усиливающейся коррумпированности престижных столичных вузов. Люди желают знать, в каком вузе какого региона без особого ущерба своему кошельку можно получить качественное (бюджетное) образование. Пожалуй, первую брешь в щите "Столичное образование - самое лучшее в России!" пробил рейтинг вузов, составленный Благотворительным фондом Владимира Потанина. Это он вывел в тройку лидеров Воронежский государственный университет. До этого вперед удавалось пробиться только Санкт-Петербургскому университету (в министерском рейтинге), и то по причине неучастия в соревновании МГУ имени М.В. Ломоносова. Во-вторых, рынок вообще перестает ориентироваться только на диплом, сегодня его интересует другое. Например, способность человека быстро обучаться.
Согласно данным опроса предпринимателей, которые озвучил на мероприятии эксперт бизнес-педсовета Владимир Княгинин, более половины работодателей название вуза в дипломе нанимающегося на работу выпускника не интересует вовсе. Примерно такая же часть работодателей готова взглянуть на название вуза, и около 58% поинтересуется, как же, собственно, учился студент. Среди тех, кто занимается сегодня рейтингами профессионально, можно назвать максимум 3 структуры. Это: собственно само Министерство образования и науки, независимое агентство "РейтОР" и Благотворительный фонд В.Потанина. Все остальные рейтинги, включая рейтинги толстых журналов и рейтинги различных коммерческих структур, в принципе оценивают всего лишь популярность тех или иных вузов. Потому что для широких исследований у этих групп недостаточно кадров и средств. В министерском рейтинге вузы оцениваются по группам: классические университеты, технические и технологические, педагогические и лингвистические, экономические, вузы права, культуры, сельскохозяйственные, медицинские, архитектурные и художественные, негосударственные аккредитованные. И учитывается большое количество параметров: квалификация научно-педагогических сотрудников, связь с фундаментальной и прикладной академической наукой, обеспеченность учебно-лабораторной и инструментальной базой, библиотечными фондами, уровень информатизации, места в общежитии, общественное питание, спортивные базы. Недавно стали обращать внимание еще и на активность вуза, его профессорско-преподавательского состава. "Активность" определяют такие критерии, как: подготовка кадров и специалистов, аспирантура, продуктивность докторских и кандидатских спецсоветов, производство и апробация новых знаний и технологий, госзаказ на научные исследования и их востребованность, авторитет научно-педагогической школы, использование зарубежных школ и конкурентоспособность образовательных услуг за рубежом, а также интеграция в мировое сообщество... На этом критерии не заканчиваются и далее следуют другие вопросы, в общем, порядка 48 пунктов. Все данные о себе поставляют сами же вузы.
В основе рейтинга "РейтОР" - исследования рынка выпускников. Здесь уже составители смотрят на показатели качества подготовки студентов, успешность и скорость их карьерного роста после окончания вузов, уровень зарплат, быстроту адаптации выпускников к новым условиям, степень удовлетворенности выпускниками как со стороны государства, так и работодателями. Так что первые результаты РейтОРа, хоть и пилотные, стали неожиданными для многих. Даже директор департамента государственной политики в образовании Минобразнауки Исаак Калина попросил составителей обратить внимание на "внутренние противоречия" в рейтинге. Калину удивила ситуация с МГУ. Лидер интегрального рейтинга - МГУ имени М.В. Ломоносова. По рейтингу вузовской общественности он занимает лишь второе место (впереди Экономическая академия имени Плеханова). По уровню же зарплат выпускников - и того меньше, только 9-е месте. Впрочем, странного в этом мало. Может, кто-то и забыл, но фундаментальная наука у нас в стране - дитя приемное. И молодой ученый получает меньше банковского служащего или менеджера зарубежной компании.
Комплексный рейтинг ведущих российских вузов Благотворительный фонд В. Потанина составил по итогам своей Федеральной стипендиальной программы в 2004/05 учебном году. В качестве критериев оценки вузов здесь выставлены: интеллектуальный и личностный потенциал студентов - участников программы и профессиональный уровень молодых преподавателей, ставших соискателями грантов. Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. Конкурсные состязания проходят в течение учебного года по одним и тем же методикам. Критериями отбора лучших студентов являлся не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, творческие способности, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. В итоге комплексный рейтинг вузов Фонда рассчитывается на основании четырех критериев, каждый из которых имеет свой вес. Это: данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%); данные по итогам второго тура - ролевых игр среди студентов (18%); конкурс грантов для молодых преподавателей (40%); оценки стипендиатов в заключительной деловой игре с участием работодателей (6%). Итоговое место каждого вуза в рейтинге определяется общей суммой оценок.
И вот теперь к компании "рейтингодателей" может присоединиться новый участник. Предприниматели готовы уже к декабрю ознакомить аудиторию с данными своих исследований рынка вузовского образования. В новом рейтинге баллы вузам выставят работодатели.
Наталья Савицкая