Александр Адамский: "Модернизация образования становится президентским проектом"
Опубликовано 14 сентября 2005На прошлой неделе президент Путин встретился с членами правительства, президиумом Госсовета и руководством Федерального собрания. Речь шла и о "создании механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования". О том, какой поворот произошел в политике образования, ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский рассказывает обозревателю Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.
Александр Адамский: Президент сказал: очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Фактически это первая такая оценка и поддержка инноваций в образовании после февральского пленума ЦК КПСС 1988 года. Тогда, 20 лет назад впервые прозвучал термин "авторская школа".
Президент обещал, что 20 тысяч школ получат доступ к интернету. Это, конечно, много. Но важно, как будет обслуживаться трафик (особенно сельских школ). Очень интересной была реплика, что солдаты, которые служат в армии, должны иметь возможность получать гражданские дипломы о профессиональном образовании.
известия: То есть внутри армии предполагается развитие сети начального профессионального образования?
Адамский: Да. Но тут важно, за чей счет это произойдет: будет просто здорово, если на это пойдут деньги из военного бюджета. А если увеличат зарплату тем, кто будет там преподавать, это решит и многие социальные вопросы. Путин сказал о создании двух новых университетов - в Южном и Сибирском федеральных округах. Они будут работать на основе действующих, на базе их объединения и модернизации. Важно, допустят ли к этому частных инвесторов. Ведь основная проблема -- связь образования и рынка труда. Президент сказал о 5 тысячах государственных грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.
известия: Подобная система давно развита, например, в США...
Адамский: Да. С одной стороны, 5 тысяч - не очень много. Но с другой - государство начинает персонально поддерживать талантливых ребят. Наконец-то четко прозвучала мысль, что в 2006 г. образование нужно перевести на нормативное финансирование. И еще - в основе заработной платы должно быть качество образования.
"Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков". С моей точки зрения, за этим кроется переход на дифференцированную оплату труда.
известия: То есть речь идет об отказе от Единой тарифной сетки и переходе на отраслевую форму оплаты?
Адамский: Конечно. Учителя сами должны предложить методику аттестации, при которой разница между категориями должна быть как минимум в два раза. Сейчас она ничтожна: 100-150 рублей. С моей точки зрения, нужно выделить три категории учителей. "Эврика" готова разработать стандарт педагогической деятельности, чтобы понять, за что платить учителям. Если нам удастся его разработать, можно предложить систему аттестации в соответствии со стандартом. В результате аттестации получится, что высшая категория учителей должна получать не ниже 25 тысяч рублей (примерно четверть от всего учительского состава); средняя - 12-15 тысяч (без северных и дальневосточных коэффициентов); и четверть учителей останутся на прежнем уровне (с учетом повышений, которые происходят) - до 10 тысяч рублей. Нижняя планка зарплаты должна перекрыть прожиточный минимум. Платить всем одинаково (как хотят профсоюзы: всем повысить зарплату в два раза) - несерьезно и нереально. Еще одно президентское предложение: установить дополнительную зарплату классным руководителям, включая учителей начальных классов. И ежегодные 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны...
известия: Как все это будет организовано?
Адамский: Это - вопрос. Вопрос и кем эти национальные проекты будут управляться. Если к этому привлекут тех, кто имел опыт неэффективного управления аналогичными бюджетными проектами, - это грустно. Я бы хотел, чтобы отбор инновационных школ происходил в регионах параллельно со становлением в них гражданских институтов образовательной политики. Чтобы ассоциации родителей, экспертов, попечителей, выпускников оценивали те школы, которые могут становиться инновационными образовательными площадками. А губернатор, добавляя к президентским свои 50%, предлагал их президенту.
Сейчас создается массовая сеть инновационного образования, когда во главу угла ставятся не только учебные результаты, но и развитие личности, способность к самореализации, дальнейшей социализации человека. Эта программа должна быть направлена на действительную результативность школы. Параллельно мы сохраним "эвриканскую" сеть экспериментальных площадок. Но она будет именно экспериментальной, для выдвижения новых идей, их апробации, для создания тех инноваций, которые перейдут в практику.
известия: В общем-то, это и есть реформа образования?
Адамский: Я бы сказал, что модернизация образования наконец-то становится президентским проектом. Наталье Ивановой-Гладильщиковой.