Поволжский Образовательный Портал

Образование – слишком серьезное дело, чтобы доверять его профессионалам

Опубликовано 31 октября 2005

27 октября в Российской Академии Государственной Службы состоялся круглый стол по теме «Общественная оценка качества образования».

Открывая дискуссию, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко напомнил собравшимся шутливое высказывание о том, что «война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным». То же самое и в образовании, заметил министр, этой сферой должно заниматься все общество. Однако традиции вовлечения общества в решение важнейших проблем у нас утрачены. Министр рассказал, что в ходе обсуждения новой системы поощрения учителей в министерство поступает много откликов, но большинство из них сводятся к пессимистичному: все равно, мол, ничего хорошего не получится. Поэтому, прежде всего, необходимо сломать стереотип, что общество ни на что не может повлиять исходно.

Возвращаясь к теме профессионализма, Андрей Фурсенко пояснил, что роль непрофессионала в любой сфере, в том числе и в сфере образования – это постановка задачи, формирование заказа на специалистов, обладающих определенными компетенциями и навыками. В заключение своего краткого вступительного слова министр, по уже сложившейся привычке, призвал собравшихся к «неформальному, может быть, жесткому обсуждению».

Директор рейтингового агентства «РейтОР» Ирина Артюшина напомнила, что создание общественной системы оценки качества образования предусмотрено обязательствами нашей страны, взятыми на себя в рамках Болонского соглашения. Ирина Артюшина рассказал о работе агентства, об основных проблемах, в частности, о закрытости многих высших учебных заведений, да и работодателей, нежелании идти на полноценное сотрудничество. Она заметила также, что требования работодателя – это лишь один из элементов, и далеко не основной, при оценке того или иного вуза, в частности, работодатели зачастую не готовы сформулировать «набор компетенций».

Президент Ассоциации инженерного образования, ректор Томского государственного политехнического университета Юрий Похолков рассказал о том, как организована деятельность по оценке качества образования в возглавляемой им ассоциации. Заявку на аккредитацию программы подает сам вуз, после предварительной оценки на место выезжают члены экспертной группы, в состав которой входят и один-два иностранных наблюдателя, а также представители Минобрнауки и Рособрнадзора. Всего таким образом аккредитовано 44 программы.

Владимир Карелин, президент международной Ассоциации строительных высших учебных заведений, которая объединяет все строительные факультеты и вузы СНГ, посетовал на то, что «в последние годы административный ресурс преобладает над голосом масс». Между тем изменения в сфере образования необходимы, в частности, по мнению Валерия Карелина, преподаватели должны иметь не право, а обязанность принимать участие в совершенствовании учебного процесса.

Обсуждение неспешно протекало по заранее намеченному сценарию, как вдруг в отлаженный процесс вмешался Андрей Фурсенко. Он напомнил, что руководители наиболее динамично развивающихся предприятий и регионов жестко критикуют современное российское образование, а на работу все чаще нанимают высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Система образования катастрофически теряет качество, резюмировал министр и вновь призвал присутствующих говорить друг другу правду. Ибо, как метафорически выразился Андрей Александрович, «у нас нет времени на то, чтобы друг друга ласкать».

После этого пожелания разговор заметно оживился. Вице-президент Ассоциации консультантов по подбору персонала Анатолий Купчин рассказал, что кризис образования характерен практически для всех стран мира. При найме на работу критерий образованности у работодателя только на четвертом месте. На первом месте – корпоративность, на втором – креативность, на третьем – навыки. В то же время существующая школа по-прежнему подавляет креативность и делает упор на знания, а не на получение навыков.

Наиболее краток был Валерий Оськин, исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала, заявивший, что рекрутеры способны измерить, насколько востребованы выпускники того или иного вуза. «Мы готовы вам помочь», -- сообщил он, обращаясь к президиуму «круглого стола». В ответ руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, управлявший обсуждением, поблагодарил Валерия Оськина за краткое и конструктивное выступление.

Президент Региональной организации «Общественный Совет содействия повышению качества образования», ректор Московской финансово-промышленной академии Юрий Рубин рассказал об опыте США, где в свое время было принято решение о децентрализации рейтинговых агентств, что повысило достоверность информации о вузах. В обширном выступлении он подверг критике существующую систему аккредитации вузов в России.

В свою очередь министр образования Андрей Фурсенко, завершая первый этап дискуссии и соглашаясь с прозвучавшей критикой, высказал мнение, что государство должно постепенно отойти от системы лицензирования и аккредитации. В процессе оценки качества ключевую роль могут играть аудиторские фирмы, специализирующиеся в сфере образования. Покидая «круглый стол», Андрей Фурсенко с удовлетворением отметил, что разговор состоялся и «мы все-таки услышали друг друга».

Анатолий Теплов, «Большая перемена».

 

Другие матералы рубрики: