Поволжский Образовательный Портал

Для российских вузов вводится новая арифметика

Опубликовано 15 ноября 2005

 Недавно ректора одного из московских университетов на год отстранили от занимаемой должности за то, что выдавал дипломы гособразца по неаккредитованной специальности. В результате пострадали и ректор, и вуз — удар по репутации. О том, как избежать подобной ситуации, а также об изменениях в правилах аккредитации отечественных учебных заведений корреспонденту “МК” рассказала заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Николаевна Геворкян.
    
     — По правилам, первая аттестация вуза (как государственного, так и негосударственного) проводится только после первого выпуска специалистов. Здесь есть противоречие в законодательстве... Но для уже аккредитованных вузов аттестация по новой специальности может совпадать с первым выпуском. Решение об аттестации и аккредитации готовится Рособрнадзором, а утверждается Аккредитационной коллегией. Если студент заканчивает учебу по неаккредитованной специальности, то он не может получить диплом гособразца. Пострадавшему ректору следовало выдать дипломы чуть позже, после признания программы аккредитованной.

 — В правила аккредитации внесены существенные изменения. С чем это связано?

 — При госаккредитации учебного заведения теперь учитывается целый ряд показателей: количество специальностей, квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС), научная деятельность, методическая работа, послевузовское и дополнительное образование в вузе и др. Они не являются установленными раз и навсегда, меняются в зависимости от ситуации в экономике и образовании. Например, предыдущий показатель по научной работе был установлен в 1998 году. И после августовского дефолта его значения были очень низкими. Но ситуация изменилась: вузы стали лучше финансироваться, зарабатывать деньги на договорах, объем научных исследований резко возрос. Прежняя планка стала легко преодолеваться всеми учебными заведениями, поэтому и возникла необходимость поднять ее. Сейчас установили абсолютный показатель среднегодового объема научных работ: для университета — не менее 10 млн. руб., для академии — 5 млн., а для института — 1,5 млн. С другой стороны, мы отказались от показателя “наличие учебников и учебных пособий с грифом, подготовленных преподавателями вуза”. При госаккредитации будет учитываться наличие в библиотеке вуза современной учебно-методической литературы как на бумажном, так и на электронных носителях. Главное, чтобы они были в достаточном количестве и доступны всем.

 — В негосвузах часто работают совместители. Как считается показатель квалификации ППС?

 — По учебной нагрузке. Если два профессора работают на полставки, то считается одна ставка. По новой норме не менее 10% преподавателей университета или академии должны иметь ученую степень доктора наук и/или профессора, в институте — 8,5%.

 — Насколько я понял, введены довольно жесткие требования к аспирантуре...

 — В университетах на 100 студентов-очников должно приходиться не менее 4 аспирантов, в академиях — 2. Помимо этого есть и новый показатель — эффективность деятельности аспирантуры. Это процент защитивших диссертации (не позднее чем через год после окончания учебы) от числа принятых в аспирантуру. Норма — 25%. Сейчас средний показатель по стране, к сожалению, несколько ниже. Диссертацию, увы, защищают далеко не все отучившиеся аспиранты. Это связано с тем, что в нее поступают не только из-за любви к науке: аспирантура дает право на отсрочку от армии... А это негативно сказывается на количестве кандидатов наук. Кроме того, среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет для университета и академии должно быть не менее 3, для института — 1.

 — Министр Андрей Фурсенко недавно озвучил цифру: в России действует 2,5 тысячи вузов и их филиалов, но при этом только в 22% из них выполняются все лицензионные требования... Может быть, надо закрывать те образовательные конторы, где вместо знаний торгуют дипломами и отсрочками от военной службы?

  — Мы не закрываем учебные заведения, это прерогатива учредителя. Рособрнадзор может лишить их госаккредитации (и права выдавать диплом гособразца), а также приостановить деятельность лицензии. Результаты проверок, проведенных Рособрнадзором в ряде регионов, свидетельствуют о том, что примерно в половине проверенных вузов или филиалов имеются те или иные нарушения. Но это вовсе не означает, что все их надо немедленно закрывать. При проведении проверок для гос- и негосвузов установлены единые правила игры. И если они нарушаются, то надо принимать соответствующие меры. Ответственность за качество образования несет ректор, и, думаю, он сам может принять решение о закрытии слабого филиала, не доводя дела до официального решения, ведь это удар по престижу вуза...
    
     Справка МК:

 • Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором на основе заключения экспертной комиссии. Комиссия проверяет наличие учебных помещений, их соответствие санитарно-гигиеническим нормам, оснащенность учебного процесса, образовательный ценз педагогических работников и т.д. Аттестация проводится также Рособрнадзором. Ее цель — установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация осуществляется на основе аттестации. Свидетельство об аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус вуза и перечень специальностей, по которым он имеет право выдавать документы гособразца (дипломы), а также квалификации (степени).

• В университете ведут подготовку студентов по широкому спектру специальностей, в его составе имеются как гуманитарные, так и естественнонаучные факультеты. В академии в основном учат по одному-двум направлениям знаний: финансы, экономика, юриспруденция, медицина и т.д. В институте сеют “разумное, доброе, вечное” по нескольким близким направлениям подготовки или вообще по одной.

По материаллам газеты Московский Комсомолец.
 

Другие матералы рубрики: