Поволжский Образовательный Портал

Нашему образованию в вопросах финансирования не нужно подражать Западу

Опубликовано 25 ноября 2005

В Москве в рамках программы "Русские чтения" состоялась лекция Харли Балзера, профессора политологии Джорджтаунского университета, признанного на Западе ведущим специалистом по состоянию дел в российской фундаментальной и прикладной науке. Главные его советы правительству России: привлекать в систему образования частный капитал и не ориентироваться на западную модель в вопросах финансирования вузов. "Высшие учебные заведения могли бы как-то использовать уроки российской истории", - мягко упрекнул Балзер наших чиновников от образования.

"Короткий и очень успешный период капитализма" - так профессор Балзер характеризует последнее десятилетие XIX века, прошедшее под знаком реформ министра финансов С.Ю. Витте. Это время американский политолог считает эталоном, на который следует равняться сегодняшним российским реформаторам. В целом же Харли Балзер разделил историю развития системы высшего образования в России на четыре этапа. Первый этап датировался концом XIX века и характеризовался преобразованиями Витте, второй этап помещался в промежутке между 1917 и 1921 годом (Гражданская война), третий пришелся на середину 1930-х и был связан с политикой Сталина, четвертый этап начался с событий 1991 года.

Этапы развития системы высшего образования в ХХ веке, по мнению профессора, характеризовались только количественным ростом. Так, например, в годы Гражданской войны почти каждая гимназия стала называть себя вузом, в 30-е годы ХХ века почти каждый факультет превратился в вуз. Рост количества вузов говорил не о повышении качества образования, а чаще о его снижении.

Что касается современных проблем в системе высшего образования, то профессор Балзер затронул коррупцию ("проблема N 1 в России"), уменьшение количества абитуриентов, "комплекс империи" (неспособность признавать свои недостатки), регрессивность высшего образования (она наблюдается во всем мире), ничтожную роль общества в образовательной политике.

Профессор посчитал государственное финансирование недостаточным для борьбы с существующими в вузовской системе проблемами. По его мнению, больше денег нужно привлекать из частных источников. Именно так поступал Витте. Министру финансов удалось привлечь колоссальные средства в финансирование высших учебных заведений благодаря тому, что он позволил частным предпринимателям и местной элите участвовать в образовательной политике. "Любую социальную политику невозможно проводить без обсуждения с обществом, - считает Харли Балзер. - Иногда государство забывает, чьи деньги оно тратит. Если речь идет о налогах, то необходима беседа с народом о том, как их использовать".

- Думаю, что опыт Витте, когда он устроил настоящее партнерство и "приглашал" частные деньги к государственным учебным заведениям, может быть полезен, - считает профессор и подчеркивает, что российская элита уже созрела для того, чтобы быть инструментом подобных преобразований. - Сегодня в России можно устроить такое партнерство, при котором общество будет играть значительную роль в образовательной политике.

Профессор не забывает об особенностях русского менталитета. Профессор считает невозможными преобразования в вузовской системе в России по западной модели и советует обращаться с российскому историческому опыту и брать уроки оттуда.

Екатерина Патрина.

 

Другие матералы рубрики: