"Единый госэкзамен показал себя с хорошей стороны и в скором времени будет внедрен повсеместно, то есть в «штатном» режиме"
Опубликовано 25 ноября 2005Чиновники из Министерства образования и некоторые профильные специалисты ответственно заявляют: единый госэкзамен показал себя с хорошей стороны и в скором времени будет внедрен повсеместно, то есть в «штатном» режиме. Виктор Болотов, глава Рособрнадзора, даже озвучил конкретную дату окончания эксперимента — 2008 год. Андрей Фурсенко, министр образования РФ, решительно не соглался с категоричным коллегой, заметив, что всякое может случиться, загадывать нельзя, точных дат называть - тоже.
Сама тема ЕГЭ, уже набившая многим оскомину, остается крайне актуальной для сотен тысяч школьников и их родителей. До сих пор не отработанные механизмы проведения аттестации только подогревают интерес общественности.
Имя нам миллион
Согласно данным Рособрнадзора, в «личном деле» единого госэкзамена налицо позитивная динамика: в 2005 году в эксперименте ЕГЭ приняли участие на 30 тысяч человек больше, чем в 2004. Общее количество «подопытных» составило 850 тысяч выпускников из 78 регионов. При этом количество недовольных постепенно снижается: 51% опрошенных школьников, прошедших процедуру единой аттестации, отметили «полезность» ЕГЭ. Лишь 15% сказали, что «ЕГЭ совсем не нужен». Остальная аудитория в той или иной степени проявила лояльность.
Основываясь на такой статистике, чиновники решили, что эксперимент приобретает очертания успешного и близится к завершению. В следующем году в нем примут участие еще 2 региона, количество аттестуемых перевалит за миллион.
И на солнце бывают пятна
Меж тем никто из авторов, идеологов и сторонников единого госэкзамена не осмеливается назвать систему ЕГЭ безупречной. Оно и понятно: до сих пор не решенных проблем у госэкзамена не одна и даже не две.
Во-первых, система единого госэкзамена — незащищенный организм. Несмотря на все ухищрения, конспирацию и шифрование, обеспечить абсолютную объективность оценок пока не удалось. Так, по словам ректора Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, «технологию стали осваивать на местах». Это значит, что стало появляться все больше выпускников с явно завышенными баллами по единому экзамену. Количество «брака» по результатам последних лет уже приблизилось к 10%, эта цифра все время растет. По мнению Кузьминова, необходимо срочно принять превентивные и карательные меры, вплоть до подключения правоохранительных органов и введения уголовной ответственности за мошенничество в сфере ЕГЭ.
Продолжают появляться и расти в количестве и поддельные сертификаты. По словам Виктора Болотова, в 2004 году на рассмотрение приемных комиссий было представлено 30 «лип», еще около десяти выявили сотрудники «компетентных органов». Конечно, в масштабах страны это капля в море, но за последний год количество фальшивок утроилось, а методов эффективной борьбы с этим как не было, так и нет.
Во-вторых, ЕГЭ не спасает от коррупции, на что надеялись многие. Министр Фурсенко отметил, что надежды по большей части были необоснованными, потому как изначально борьба со взятками при поступлении в вуз не задумывалась как основная функция ЕГЭ — сверхрезультатов в этой области ждать не стоило. Единый экзамен, подчеркнул Фурсенко, призван не позволить откровенно слабым ученикам внедриться в ряды достойных студентов, — вот на это действительно делаются большие ставки.
В-третьих, ЕГЭ, за что ратуют некоторые, не сможет стать экзаменационной панацеей. Несмотря на то, что председатель Союза ректоров Виктор Садовничий, всегда скептически относившийся к ЕГЭ, на коллегии осторожно высказал свое «за», ведущие университеты явно не готовы принимать всех желающих обладателей заветного бланка. Окончательная схема поступления ещё будет отрабатываться, но уже сейчас ясно, что, кроме ЕГЭ, в ней останутся и другие вступительные испытания. Возможно, вузам разрешат сохранить собственные формы отбора студентов, такие как собеседования и олимпиады. Многие ректоры, по словам Фурсенко, согласны с такой схемой, что подтверждает и статистика: в минувшем году результаты ЕГЭ засчитали более 1,5 тыс. вузов (почти на 600 больше, чем в 2004 году). Некоторые университеты стали засчитывать результаты единого экзамена только по непрофильным предметам, сохраняя традиционные испытания по основным. Такой компромисс вполне устраивает практически всех участников процесса.
Детские болезни
В целом, чиновники и специалисты сошлись во мнении, что эксперимент по внедрению ЕГЭ проходит вполне успешно, а существующие проблемы — не проблемы вовсе, а так, детские болезни, проходящее. Осталось выяснить, действительно ли компетентны и талантливы «педиатры», которым предстоит «вылечить» ЕГЭ к 2008 году — сроку «штатного» запуска. Ошибки чреваты большими неприятностями: неправильное лечение болезни, как известно, может привести к опасным хроническим формам. Вряд ли система национального образования с такому исходу готова.
По материалам 5ballov.ru.