Поволжский Образовательный Портал

Получил диплом? Учись дальше!

Опубликовано 29 ноября 2005

Специалисты, приглашенные на «Круглый стол» в «КП», обсуждают, где и как получить выгодную и востребованную профессию:

 - Образование - как деньги. Его нужно иметь много - таким четким сравнением открыл «Круглый стол» президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ (АсНООР РФ) Александр ВИЛЬСОН. - Генри Хаскинд в свое время сказал: человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться. Образования много не бывает, и учиться надо всю жизнь. Люди занимаются творчеством в художественных студиях, ходят в спорт-клубы, учатся водить машину в автошколах, изучают иностранные языки на языковых курсах, повышают свою квалификацию, переучиваются и доучиваются для продвижения по службе. По сути, это и есть дополнительное образование. Сегодня мы поговорим о том, где и чему в Москве можно поучиться, с какими проблемами сталкиваются руководители институтов, курсов, учебных центров в своей работе.

Москве не хватает грамотных рабочих

- Сегодня в столичном банке вакансий почти 100 тысяч рабочих вакансий, - начала разговор Елена ТРОФИМОВА, начальник отдела профессионального обучения Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Москве. - Больше всего - 70 процентов - это заявки на дворников, уборщиков, водителей, барменов, поваров, швей, портных. Специалистов, то есть людей со средним профессиональным и высшим образованием, нужно вдвое меньше. Есть нужда и в директорах, менеджерах, инженерах, медицинских работниках. Даже юристы и экономисты, которых, как утверждают, у нас переизбыток, тоже нужны! Но особенно ценятся работодателями те, кто знаком с современными информационными технологиями, владеет компьютером.

Даже если ты хочешь стать секретарем-референтом, то, кроме великолепного знания делопроизводства, требуется умение обращаться с офисной техникой, хорошо знать хотя бы один иностранный язык.

Официально безработных у нас сегодня 32 тысячи человек. Что интересно, как раз 30 процентов из них - люди рабочих специальностей. А 70 процентов имеют дипломы о среднем специальном и высшем образовании. Почему они не могут найти работу? Сегодня производство бурно развивается, появляются новые технологии. Люди утратили свою квалификацию. И теперь им нужно доучиваться и переучиваться, чтобы найти себе работу.

- Самое главное, чтобы люди захотели учиться, - продолжил тему Владимир Вержбицкий, руководитель проекта Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Первоклассника еще можно привести за ручку и сказать: учись, тебе это нужно. Но стать профессионалом вопреки желанию невозможно. В России примерно 30 процентов взрослого населения хотели бы получать образование в течение этого или следующего года. И при этом они точно знают, какое образование им нужно, какого уровня, по какому направлению. Это самый высокий показатель по СНГ. Однако из них 53 процента хотят получать высшее образование. Первое, второе, параллельное. Еще около 30 процентов хотят получать дополнительное образование разных уровней и направлений. А вот учиться на станочника, который так нужен на предприятиях, согласен лишь 1 процент!

Готовим бухгалтеров, аудиторов, управленцев

- Основная наша задача - реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, - представился Сергей Лебедев, заместитель директора государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова». - В частности, институт активно реализует такие программы профпереподготовки, как «Предпринимательская деятельность», «Информационные технологии», «Бухгалтерский учет и аудит», «Профессиональная оценка и экспертиза объектов прав собственности» и «Менеджмент» объемом свыше 500 аудиторных часов. Обучение проводится по следующим формам: без отрыва от работы, с частичным и полным отрывом от работы. Стоимость таких программ находится в диапазоне от 500 до 1500 долларов. Образовательные программы реализуются как на основе бюджетного, так и на основе внебюджетного финансирования с полным возмещением затрат заказчиками (физическими и юридическими лицами). После освоения программ профпереподготовки или повышения квалификации выпускники получают дипломы о профессиональной переподготовке, свидетельства и удостоверения государственного образца.

Столичное образование рядом с домом

- А мы делаем ставку на дистанционные образовательные технологии, - включилась в беседу проректор Современной гуманитарной академии Ольга Карпенко. -  У СГА есть около 800 учебных центров по всей России и в странах СНГ. Мы создали множество видеолекций, слайд-лекций, компьютерных тренажеров, обучающих и тестирующих программ. Все они транслируются с помощью систем спутниковой связи в наши учебные центры. Именно там люди проходят и обучение, и тестирование. А большинство преподавателей находятся в Москве.

В этом году диплом СГА получил уже 100-тысячный выпускник. А всего у нас учатся около 160 тысяч человек. СГА - первый признанный в мире российский мегауниверситет. Он выступил соучредителем Глобальной сети мегауниверситетов мира (GMUNET).

Академия большое значение придает развитию дополнительного образования и корпоративного обучения. Например, все финансисты должны время от времени проходить повышение квалификации и переподготовку, потому что меняются законодательство и нормативная база. Так вот, по соглашению с СГА Минфин всех аудиторов проверяет на базе нашей академии, используя разработанную нами автоматизированную систему тестирования.

Где учат грамотных IT-специалистов

- Я сам - выпускник одного из ведущих московских технических вузов, - подхватил тему исполнительный директор Учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Сергей Еремин. - До сих пор с горечью вспоминаю, как нас на пятом курсе учили системам управления базами данных, которые уже десять лет вообще нигде не использовались. Это говорит о том, что технические вузы выпускают большое количество ребят, у которых отличная фундаментальная база, но не хватает актуальных знаний. Компаниям приходится прикладывать огромные усилия, прежде чем выпускники вузов становятся специалистами. 

Откуда же взяться «правильным» специалистам? Сейчас лучший вариант - это система авторизованного обучения. Когда крупные компании заключают договора с учебными центрами, куда люди приходят, чтобы научиться работать с продуктами этих компаний. Наш учебный центр - это подразделение холдинга «ЛАНИТ», одной из крупнейших IT-компаний. Мы уже 10 лет готовим знатоков компьютерных технологий. Мы - Золотой партнер компании Microsoft, авторизованный учебный центр таких известных компаний, как Cisco Systems, Novell, Intel, Adobe, партнер IBM в области обучения.

У нас можно пройти курсы по операционным системам Microsoft, UNIX и Linux, сетям, базам данных, средам и языкам программирования, информационной безопасности, работе со сложным сетевым оборудованием. Еще мы создаем собственные программы по управлению проектами, обучаем пользователей ПК. Имеем долгосрочные партнерские отношения с компаниями - лидерами различных отраслей российской экономики.

Наша академия совместно с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ запустили новый проект - Высшая компьютерная школа «Эксперт». Там можно получить дополнительное к высшему образование в сфере IТ. Учим по трем наиболее востребованным специальностям: администрирование информационных систем и сетей, информационная безопасность и разработка корпоративных приложений на платформе «Java 2 Enterprise Edition (J2EE)».

Наши студенты учатся два года на базе МГУ, занятия вечерние. Стоит весь курс 5,5 тысячи долларов. Можно почти такое же образование получить на базе Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (Технического университета) за 4 тысячи. Вузовская часть программ ориентирована на международный стандарт Computing Curricula 2001.

Без иностранного сегодня никуда

- Надо, чтобы и все наши читатели одинаково с нами понимали саму идею дополнительного образования, - напомнила Наталья Бархотова, директор учебного центра иностранных языков «КомпЛэнг». - Это образование в дополнение. То есть организации дополнительного образования не являются конкурентами ни вузам, ни колледжам, ни школам. Это дополнение к тому образованию, которое получил человек. Итак, человек в системе дополнительного образования может совершенствовать свои знания, повышать квалификацию, может получать дополнительные знания, умения, навыки, что в конечном итоге ведет к всестороннему развитию личности. Так как Россия активно интегрируется в мировое сообщество, то вопрос обучения иностранным языкам - один из наиболее актуальных в настоящее время.

Как реализовывать образовательную потребность граждан России в части обучения иностранным языкам, можно проследить на деятельности организации, которую я представляю, являясь ее директором. Это центр обучения иностранным языкам «КомпЛэнг». Наша организация - это негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования. В общей сложности мы работаем 15 лет на рынке языковых услуг. Обучаем пяти языкам: английскому, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому и русскому как иностранному. Безусловно, вся деятельность нашей организации лицензирована Департаментом образования города Москвы, а также Министерством образования Московской области, потому что мы имеем филиалы как в Москве, так и в Московской области, в разных районах. Учим детей и взрослых. В последнее время становится популярно корпоративное обучение. Для каждой возрастной категории и учащихся разного уровня знания языка есть спецпрограммы. Применяем коммуникативные методики. При этом нельзя отвергать все положительное, что было н аработано в части традиционных методик обучения. Умелое сочетание новейших тенденций, новых средств и методик обучения с традиционными дает очень хороший результат.

Дистанционно обучаться языкам выгодно

- С марта этого года наша школа предлагает новую услугу - дистанционное обучение английскому языку. Весь процесс обучения построен в режиме он-лайн, - гордится Светлана Жаворонкова, координатор дистанционных программ Международного языкового центра Language Link. - Дистанционное обучение -  один из наиболее удобных и экономичных способов получения образования. Вы учитесь по удобному для вас графику дома или на рабочем месте, не тратя времени на дорогу. 

Современные мультимедийные возможности компьютера делают дистанционное обучение эффективным. Общаться с преподавателем и с сокурсниками можно в чатах, в текстовом и в голосовом режимах. Вам достаточно купить интерактивный интернет-учебник, который все озвучит, объяснит, отследит вашу успеваемость и поставит оценку, составит для вас индивидуальную программу. И все это сравнимо с ценой бумажного учебника: стоимость наших курсов всего 1440 рублей за 4 месяца обучения при минимуме 4 - 5 часов занятий в неделю. Программа построена по принципу test-teach-test. Вы изучаете не все подряд, а именно тот материал, где у вас есть пробелы. После прохождения дистанционного курса у вас всегда будет возможность активизировать свои знания и сконцентрироваться на речевой практике на двухнедельных интенсивных курсах у нас или в одной из англоязычных стран.

Джон Беннетт, заместитель директора Международного языкового центра Language Link:

- В Англии есть огромное количество курсов, предназначенных для людей, которые хотят получить дополнительное образование.  Наша компания предлагает курсы иностранного языка, которые могут посещать люди различных профессий. У нас даже есть спецкурс для преподавателей английского, которые хотят в будущем сдать «Cambridge University Teaching Knowledge Test (TKT)». В ближайшем будущем LL планирует запустить данный курс в он-лайн-режиме.

Закрепляем иностранный за границей

- Нас по праву считают одной из самых крупных языковых компаний в мире, - говорит Нора Саакян, региональный директор компании «EF English First» по программам обучения за рубежом. - Мы преподаем 7 языков в 14 странах, но в России  занимаемся исключительно преподаванием английского языка. Он самый востребованный.

Мы разрабатываем новые технологии и методики изучения английского с помощью компьютера, Интернета. Ведь, когда вы приходите в классную аудиторию, с вами говорит только преподаватель и нет стимула к тому, чтобы использовать язык дальше, за пределами классной аудитории. А тут вам дается в рамках учебного курса возможность общения в Интернете с такими же студентами, как вы.

Вы можете не просто изучать язык, но и выбирать специализации по вашему желанию (это могут быть маркетинг, реклама, строительство, литература - что угодно), и тогда достигаете максимального результата. Все это дает нашим студентам специальная программа преподавания английского языка EF Efecta System - венец 40-летнего опыта работы нашей компании. Она сочетает живое общение с преподавателем в классной комнате и самостоятельную работу студента в Интернете по специально разработанным программам.

Я сама в бывшем преподаватель английского, поэтому с уверенностью скажу: дистанционное обучение никогда не заменит коммуникативной методики. Оно сможет только дополнить учебный процесс. Поэтому мы считаем, что самый быстрый и эффективный метод изучения языка - это стажировки в странах, где на этих языках говорят, погружение в языковую среду.

К нам приходят и учиться, и развлекаться

- В нашей частной школе обучают языку не так, как в университете, - делится опытом Наоми Бритц, учредитель Центра изучения иностранных языков «Диалект». - Для того чтобы быть востребованными и конкурентоспособными на рынке, мы должны отвечать нуждам наших студентов. Это значит владеть самыми современными коммуникативными методиками. Наши преподаватели - энтузиасты своего дела, очень интересные и образованные люди,  поэтому к нам приходят студенты не только чтобы учиться, но и чтобы отдыхать, развлекаться, узнавать что-то новое.

Мы уже давно поняли: намного важнее не красивые сертификаты, а умение говорить на иностранном языке. Поэтому не очень верится в эффективность компьютерного обучения, когда оценивают только грамматику, а не общее знание языка. Человек может говорить с ошибками, зато очень понятно.

Бесполезно прекрасное знание языка, если не о чем говорить с людьми той страны, где на нем разговаривают! Знание культуры народа, его интересов - вот что мы стараемся дать своим студентам.

- Я не разделяю энтузиазма некоторых своих коллег по поводу обучения языкам только по Интернету, - продолжил учредитель Центра изучения иностранных языков «Диалект» Максим СТУДЕННИКОВ. - Причина кроется в том, что подобно тому, как компьютерная музыка никогда не заменит собой живой композиторской мысли, телевидение - театр, точно так же компьютер не заменит живого преподавателя. 

Сертификат за знание компьютера

- В своих выступлениях коллеги отмечают, что компьютеры становятся не просто средством изучения, но и способом доставки знаний, - вступает в разговор Надежда Вольпян, менеджер программы «Microsoft IT Academy». - Знание компьютера на уровне пользователя - это уже часть общей культуры. Наша программа «Microsoft IT Academy» предназначена как для студентов на начальном этапе изучения информационных технологий, так и для специалистов и пользователей, которые хотят постоянно совершенствовать свои знания и навыки на протяжении всей профессиональной деятельности. С программой «Microsoft IT Academy» можно выстроить свой собственный план профессионального роста. Каждый этап обучения будет подтверждаться международным сертификатом.

В России «Microsoft IT Academy» стартовала в апреле 2004-го. К ней уже присоединились около 200 вузов и школ. Мы можем помочь образовательным учреждениям дать слушателям знания и умения в области информационных технологий.

Мы помогаем решить проблему, о которой говорила представитель Управления Федеральной службы занятости. Специалист, у которого есть международный сертификат, подтверждающий его знания и навыки по новейшим технологиям, будет востребован работодателем. Программа поможет обеспечить индустрию и бизнес высококвалифицированными IT- специалистами и пользователями.

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА

Константин Скворчевский, замдиректора НИИ развития профобразования Департамента образования Москвы:

- Началась работа над проектом закона города Москвы о высшем послевузовском и дополнительном профессиональном образовании. На сегодняшний день этим законом завершается полный цикл законодательных актов, связанных со сферой образования. Есть закон о развитии образования, об общем образовании, о начальном и среднем профессиональном образовании, который недавно был принят городской Думой. И вот теперь создается закон, который регламентирует высшее послевузовское и дополнительное образование. Все пожелания представителей учреждений дополнительного образования при подготовке этого документа мы обязательно учтем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

 Кто «подвесил» дополнительное образование

Александр Моисеев, директор АсНООР РФ:

- В последнее время много говорят о развитии общего и высшего образования. Но большинство нашего населения учится в автошколах, изучает языки, проходит курсы переподготовки и повышения квалификации. А все это дополнительное образование, непрерывный и очень важный процесс. Причем за эти знания люди, как правило, платят из своего кармана. Но ведь государство заинтересовано в том, чтобы в экономику приходило как можно больше квалифицированных специалистов! Призывать государство к финансированию всего дополнительного образования бессмысленно. Намного справедливее было бы дать хоть какие-то льготы учреждениям дополнительного образования. Сегодня правительство Москвы если и дает льготу по арендной плате, то уже через год может ее отменить. Издаются все новые и новые постановления, меняются «правила игры». Учреждения дополнительного образования постоянно находятся в каком-то «подвешенном» состоянии, и это мешает им развиваться, помогать людям овладевать новыми, современными знаниями.

По материаллам газеты Комсомольская правда.

Другие матералы рубрики: