На заседании коллегии Министерства образования и науки РФ состоялось обсуждение Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года
Опубликовано 29 ноября 2005МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕСС-СЛУЖБА
--------------------------------------------------------------------------------
Москва, ул. Тверская, д.11 тел. 229-53-27 press@mon.gov.ru
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
На заседании коллегии Министерства образования и науки РФ состоялось обсуждение Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года
23 ноября 2005 года состоялась очередное заседание коллегии Минобрнауки России под председательством Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко.
На коллегии были рассмотрены два вопроса:
- Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года;
- об итогах приема в 2005 году граждан зарубежных стран на обучение в высшие учебные заведения Российской Федерации.
С докладом по первому вопросу выступил статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов. В своем выступлении он отметил: "Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
Место России в мировых инновационных процессах пока неадекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу, а консервация сложившейся ситуации сделает необратимым отставание России от ведущих мировых держав".
Д.В. Ливанов в докладе дал анализ состояния современной научной и инновационной сфер России, анализ источников их финансирования и динамику происходящих в них изменений. "Особенно, - подчеркнул он - тревожит факт резкого падения престижа профессии ученого в нашем обществе. Ведь в России, по данным опроса ВЦИОМ, только 1% жителей страны считают эту профессию престижной".
В докладе был сделан вывод, что "основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не отвечают потребностям обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом, предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора".
Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года включает в себя пути, задачи, средства и субъекты решения этой системной проблемы: анализ проблемы, выбор направления развития, распределение ответственности, решаемые задачи, этапы и сроки реализации, финансирование и порядок мониторинга.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов в заключение подчеркнул, что "хотя Стратегия принимается до 2010 года, она содержит в себе потенциал дальнейшего развития на средне- и дальнесрочную перспективу, а ее реализация в намеченные сроки позволяет разрабатывавшим и реализующим ее руководителям нести личную ответственность за выполнение Стратегии. А это особенно важно для нашего государства на современном этапе, когда мы хотим создать не только действенное, но и по-настоящему ответственную перед обществом исполнительную власть".
Выступавшие в ходе обсуждения представители ведомств и научных организаций поддержали проект Стратегии, высказали свои предложения и замечания.
Коллегия утвердила решение принять за основу представляемый в Правительство Российской Федерации проект Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года. Рассмотренная на коллегии Министерства Стратегия должна стать важным этапом формирования основных элементов инновационной экономики России - экономики знаний.
По второму вопросу с докладом выступил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Е.Я. Бутко. Он проинформировал коллегию о подготовке в России специалистов для зарубежных стран, отметив, что это важная составная часть экспорта образовательных услуг нашей страны. В докладе была показана динамика подготовки специалистов для зарубежных стран, дан анализ форм финансирования подготовки зарубежных специалистов, изменение привлекательности различных специальностей, увеличение доли стран СНГ среди обучающихся иностранцев в России.
Е.Я Бутко показал, что в России есть потенциал для развития экспорта образовательных услуг, провел анализ существующих в этой сфере проблем и возможных путей их решения. Сегодня Россия на международном рынке образовательных услуг занимает 7-е место. Свое положение на этом рынке она должна не только закрепить, но и расширить. Было отмечено, что особое внимание, при этом, необходимо уделять языковой подготовке и развитию системы обучения русскому языку за рубежом, развивать и использовать более активно формы дополнительного образования и повышения квалификации зарубежных специалистов.
Заслушав и обсудив итоги приема в 2005 году граждан зарубежных стран на обучение в высшие учебные заведения Российской Федерации, коллегия Минобрнауки России одобрила приоритетные направления деятельности в сфере подготовки национальных кадров зарубежных стран в российских высших учебных заведениях.