Поволжский Образовательный Портал

Систему образования модернизируют

Опубликовано 01 декабря 2005

Как заявил в среду на пресс-конференции в Москве министр образования и науки Андрей Фурсенко, национальные проекты следует рассматривать как катализатор модернизации российской системы образования в целом. По его словам, в 2006 году бюджетное финансирование Федерального агентства по образованию вырастет почти наполовину - с 94 до 132 млрд рублей, а консолидированные расходы бюджетов всех уровней по статье "образование" составят около 700 млрд рублей против 612 млрд в текущем году. Значительная часть прироста придется на финансирование в рамках одного из четырех национальных проектов, представленных президентом Владимиром Путиным 5 сентября.

Андрей Фурсенко напомнил, что федеральный бюджет на 2006 год уже фактически сформирован, хотя еще и не принят окончательно. Кроме того, подходит к концу подготовка к запуску национальных проектов, в том числе и в сфере образования. Во вторник уже состоялось первое собрание президентского совета по национальным проектам. Как рассказал Фурсенко, главной "образовательной" темой заседания стало "участие общественных институтов в определении критериев при отборе участников национальных проектов". Под "общественными институтами" министр понимает "и бизнес, и силы гражданского общества, и профессиональные ассоциации", в том числе ассоциации работников образования.

Другая касающаяся образования тема, обсуждавшаяся на заседании президентского совета во вторник - это, по словам Фурсенко - "те законы, которые должны быть приняты, чтобы эти проекты эффективно заработали". Третья тема, сказал министр - это механизмы и ход финансирования проектов, "чтобы было понятно, когда деньги поступят тем, кто будет эти проекты реализовывать".

"Еще раз хочу повторить, что сами по себе национальные проекты, в отрыве от планового развития системы образования, мало что могут изменить, - заявил министр, напомнив о недавнем аналогичном заявлении президента Путина. - Я считаю, что мы должны рассматривать эти проекты как катализатор, как некий инструмент для того, чтобы суметь лучше обеспечить модернизацию в системе образования". По мнению Фурсенко, национальные проекты должны, помимо каких-то конкретных улучшений, "позволить на практике показать, что мы можем, и что мы должны делать".

Министр заявил, что если Россия правильно реализует появившуюся у нее возможность вложить имеющиеся ресурсы в национальные проекты, то в будущем можно будет переносить опыт, накопленный при реализации национального проекта "Образование", на образовательную систему в целом. "Для этого мы должны продемонстрировать реальность, реализуемость намечаемых изменений", заключил Фурсенко.

Глава Федерального агентства по образованию (Рособразования) Григорий Балыхин, в свою очередь, рассказал журналистам о конкретных показателях бюджета своего ведомства на будущий год. В целом бюджетное финансирование агентства, включая федеральные целевые программы и инвестиционную составляющую, возрастет с 94 до 132 млрд рублей. Основным приоритетом затрат станет повышение оплаты труда в отрасли - в 1,5 раза в реальном выражении к 2008 году - и стипендий. Так, базовая стипендия студентов техникумов, училищ и колледжей с 1 января 2006 года будет увеличена в два раза до 210 рублей. Также, по словам Балыхина, в следующем году в два раза планируется повысить правительственные стипендии - с 350 до 700 рублей - и президентские стипендии - с 800 до 1 600 рублей. Кроме того, планируется повышение президентских стипендий для аспирантов вузов - до 2 000 рублей.

С 1 ноября 2006 года также будут повышены надбавки за ученую степень для кандидатов наук - до 3 000 рублей, для докторов наук - до 7 000 рублей. "Это касается не только педагогов вузов, имеющих ученую степень, но также и работников научно-исследовательских учреждений", - пояснил в свою очередь Андрей Фурсенко. Впрочем, отметил, он, надбавки получат лишь те обладатели научных степеней, которые продолжают работать в сфере, связанной с темой своих диссертаций. "Если человек защитил диссертацию по истории, а преподает, к примеру, математику, то надбавка платиться не должна", отметил министр.

По словам Григория Балыхина, в следующем году ожидается, что консолидированный бюджет на образование ориентировочно составит около 700 млрд рублей против 612 млрд рублей в этом году. В частности, 120 млн рублей в 2006 году будут потрачены на реализацию программ в рамках государственной молодежной политики, а 2,3 млрд рублей пойдут на оснащение школ необходимыми учебными пособиями. Также, дополнительно на следующий год предполагается выделить 1 млрд рублей на поставки школьных автобусов для сельских районов страны.

Андрей Фурсенко также назвал не совсем точной информацию, что в Государственной думе готовится законопроект, который ограничит свободы и самоуправление высшей школы, фактически заменив выборы ректоров вузов их назначением. Министр разъяснил, что и сейчас ректор должен пройти утверждение в Минобрнауки, которое не всегда визирует итоги вузовского голосования. По его словам, поправки в закон "О высшем и послевузовском образовании", будучи приняты, введут процедуру аттестации, которую должны будут проходить все кандидаты на пост ректора. По уже прошедшим аттестацию кандидатурам можно будет проводить голосование. Фурсенко считает, что руководитель вуза является не только представителем научной и образовательной общественности, но также и чиновником, которому государство доверяет управление своей собственностью - учебным заведением. Следовательно, заявил министр, государство должно также иметь контроль над тем, человек с какой квалификацией занимает пост ректора.

Николай Белкин.

 

Другие матералы рубрики: