Национальный проект "Образование": идеи обретают реальные очертания
Опубликовано 22 марта 2006Национальный проект "Образование" по затратам и масштабам охвата населения страны не менее впечатляющ, чем остальные ("Здоровье", "Жилье", "АПК"), но его достоинство еще и в том, что его реализация позволит выявить и сделать общедоступными новые направления интеллектуального развития нации, путем материальных стимулов возродить к жизни инициативу и способности наиболее одаренных школьников, студентов, аспирантов, которые своим примером могли бы увлечь в мир знаний и других.
Что конкретно предлагается проектом? Прежде всего, введение института конкурсов инновационных образовательных программ, в результате которых 30 вузов и 6 тыс школ будут ежегодно получать денежные гранты в размере 100 тыс рублей, создание в течение ближайших лет двух бизнес-школ мирового уровня (в Москве и Санкт-Петербурге), а также двух национальных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах. За право разместить их у себя сегодня конкурируют Красноярск, Томск, Новосибирск, Иркутск - в Сибири; Краснодар, Ставрополь, Ростов-на-Дону и Таганрог - на Юге.
Учитывая специфику и переход с 2008 года на одногодичный срок военной службы во всех воинских частях предлагается открыть специальные учебные центры, где солдаты имели бы возможность во время службы получить начальную профессиональную подготовку по избранным ими гражданским специальностям. И это, кстати, уже делается во многих подразделениях.
Много внимания в проекте уделено развитию инфраструктуры и социальной среды образования. С этой целью предусмотрено создание электронных учебных ресурсов, а также подключение к Интернету не менее 20 тыс школ с тем, чтобы к 2008 году половина из них имела доступ в "мировую паутину". Ежегодно на подключение к Интернету из федерального бюджета будет выделяться 600 млн рублей и еще около 900 млн на закупку электронных образовательных ресурсов и компьютерного оборудования.
Не оставлены без внимания и неутомимые труженики школы - учителя. Их заработная плата в реальном выражении вырастет в полтора раза. Правительство Москвы, например, уже в этом году намерено довести средний уровень оплаты труда учителей столицы до среднего уровня зарплаты москвича (около 8 тыс рублей). В финансировании школ вводятся две новые схемы. Первая предусматривает переход на оплату труда, которая ликвидирует зависимость ее размера от числа проведенных уроков; вторая предлагает такое финансовое обеспечение школ, величина которого напрямую будет зависеть от числа учеников.
Наконец, почти миллион классных руководителей и преподавателей младших классов получат солидную прибавку к своей зарплате, а примерно 10 тыс лучших учителей страны - ежегодную премию в размере 100 тыс рублей. Кроме того, примерно 2,3 млрд руб будет потрачено на оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием и 1 млрд - на программу "Школьный автобус", что позволит за три года приобрести 4,5 тыс автобусов для детей, проживающих в сельской местности.
Таковы планы, которые президент страны, правительство и главный куратор проектов Дмитрий Медведев неоднократно озвучивали перед россиянами. И хотя с момента обнародования проекта прошло не так уж много времени, первые результаты не заставили себя ждать. На создание двух университетов и бизнес-школ правительство уже выделило из федерального бюджета свыше 25 млрд рублей, однако, от идеи до реальных очертаний проекта, даже если есть деньги, порой требуется немало времени. И в старой, и в новейшей истории России тому есть немало примеров.
В данном случае, оперативности в осуществлении задуманного можно только позавидовать. Московская бизнес-школа, которая начинает свое рождение, можно сказать, с нуля, уже в 2007 году планирует осуществить первый набор учащихся. Всего примерно 50-60 человек, хотя нормативная численность студентов будет варьироваться в пределах 300-500. Учиться в школе смогут как российские, так и зарубежные граждане. Интернациональный состав преподавателей будет вести обучение как на российском, так и на английском языках. Предполагается, что в качестве преподавателей будут привлекаться ведущие менеджеры-практики.
Инициативу создания московской бизнес-школы взял на себя президент инвестиционной компании "Тройка Диалог" Рубен Варданян, который к настоящему моменту сумел объединить федеральные и частные финансовые ресурсы. Всего, по его расчетам, на создание и развитие московской бизнес-школы в течение трех лет потребуется привлечь дополнительно 150-200 млн долларов. Эти средства "Тройка Диалог" уже аккумулировала у ряда российских и зарубежных компаний. Базироваться новый учебный центр будет в Подмосковье. Санкт-Петербургская школа будет создаваться на базе факультета менеджмента госуниверситета, что, по расчетам его декана Валерия Катькало, это потребует меньших капитальных вложений. Реализация проекта намечена на 2006-2007 годы.
Вопрос выбора места Сибирского национального университета тоже, можно сказать, решен. По мнению председателя комитета по образованию и науке Госдумы Николая Булаева, это будет Красноярский край. Готовность передать опыт, наработанный в своих корпоративных университетах, и 6 млн долларов в год выразили менеджеры "Норильского никеля" и "Русала". В Южном федеральном округе университет будет образован на базе местных высших учебных заведений. Его главной целью будет подготовка специалистов для всего Северного Кавказа. Данный проект тоже в процессе практической реализации.
Александр Дедул, специально для "ФК-Новости".