Мифы и реалии образования
Опубликовано 27 апреля 2006Сфера образования – это одновременно сфера мифов и парадоксов. Многие из них стали настолько привычными, что кажутся уже незыблемыми догмами. Специалисты Независимого рейтингового агентства «РейтОР» по результатам проведенных исследований определили лжемифы, которые только нагнетают обстановку вокруг образования.
Миф первый: катастрофическое старение профессорско-преподавательского состава вузов.
Результаты проверки показали, что кадровая ситуация в российских вузах кардинально отличается от существующего мифа. Выяснилось, что средний возраст преподавателей региональных высших учебных заведений составляет 42 года. Такую цифру социологи получили в результате исследования сферы образования Приволжского федерального округа, как примера, и тем самым развенчали первый миф.
Миф второй: при трудоустройстве молодого специалиста работодателю важны не теоретические знания, а опыт.
Руководители предприятий с этим мнением категорически не согласны. «Вуз в первую очередь должен давать базовую подготовку, и развивать у студента способности к самообучению и совершенствованию», - считает саратовский работодатель. «Выпускник не только должен знать изучаемый предмет или учебник от корки до корки, а также уметь пользоваться необходимой информацией и применять ее на производстве», - уверены в Казани. «Хорошие, глубокие теоретические знания – вот, что главное в работе. Опыт не так важен, практике мы научим», - заявляет работодатель из Самары. Второй миф тоже не выдержал натиска.
Миф третий: производственная практика в вузах носит формальный характер, образование далеко от потребностей работодателей.
Результаты исследования НРА «РейтОР» наглядно показывают, что это заявление беспочвенно. Большинство опрошенных студентов заявили, что их курсовые и дипломные работы тесно связаны с реальными производственными задачами, а производственная практика, по их мнению, является самой распространенной формой взаимодействия вуза и работодателя. Миф не подтвердился фактами.
Миф четвертый: многие поступают в вузы для того, чтобы уклониться от армии или удачно выйти замуж.
Проведенные среди студентов и абитуриентов опросы показали, что 46% молодых людей стремится поступить в вуз, желая обрести высокий социальный статус, сделать карьеру, реализовать свои возможности, добиться материального благополучия и лишь 1% респондентов поступает в учебное заведение для того, что найти вторую половину.
Миф пятый: выпускникам не нужна переподготовка, они высококлассные специалисты.
На основании проведенных исследований были сделаны противоположные выводы. Работодатели считают, что зачастую существует необходимость в дополнительных знаниях выпускника, приобретенных непосредственно на рабочем месте. Больше всего они ценят в молодых специалистах такие качества, как обучаемость и способность к развитию своих знаний, что является главным критерием качества подготовки в вузе. Пятый миф также оказался непрочным.
Миф шестой: работодатели не могут оценить качество теоретической подготовки выпускников вузов.
Независимые исследователи выяснили, что это не так. Современные работодатели часто сталкиваются на производстве с ситуацией, когда молодые специалисты не в состоянии решить конкретные производственные задачи из-за низкого уровня именно теоретической подготовки. «Теплотехник с высшим образованием и красным дипломом, схематично изображая котел, рисует чайник. Электрик не может нарисовать электрическую цепь и написать формулу закона Ома, хотя это знания школьной программы», - сетует саратовский работодатель. Развенчан последний миф.
Перечисленные факты помогают составить часть настоящей картины российского образования со своими достоинствами и недостатками, и понять, какие общественные мнения относятся к выдуманным легендам, а какие действительно имеют место быть.
По материалам сайта 5ballov.ru.