Думский комитет по образованию рассмотрит поступивший из правительства законопроект о едином государственном экзамене
Опубликовано 05 октября 2006Как стало известно "Газете.Ru", в четверг думский комитет по образованию рассмотрит поступивший из правительства законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). В случае его принятия (а голосование в первом чтении уже назначено на 20 октября), с 2009 года ЕГЭ войдет в штатный режим, т.е. станет повсеместным и обязательным.
Обсуждение на комитете обещает быть бурным - многие его члены во главе с первым зампредом Олегом Смолиным и просто зампредом Алексеем Чернышовым являются непримиримыми противниками монопольного введения ЕГЭ. Накануне заседания думская оппозиция ЕГЭ собрала "круглый стол", чтобы аргументировать свою позицию.
Прежде всего, в очередной раз выяснилось, что выносимый на голосование текст законопроекта принципиально отличается от согласованного с образовательным сообществом.
Как рассказал "Газете.Ru" сопредседатель совместной комиссии по законодательной работе Российского союза ректоров и Минобрнауки Николай Гриценко, из вброшенного в Госдуму документа исчезли ключевые положения, в корне меняющие его суть.
Среди них - наличие возможности итоговой аттестации как в форме ЕГЭ, так и в других формах; право учащихся на выбора формы экзамена; принцип добровольности сдачи ЕГЭ. А ведь именно на этих условиях летом 2006 года вузовское сообщество и одобрило законопроект, напомнил он.
Ректорское сообщество, да и другие противники монополизации ЕГЭ не оспаривают утверждений разработчиков КИМов (контрольно-измерительных материалов, а, проще говоря, тестовых заданий, по которым идет сдача ЕГЭ), что независимая система оценки знаний существует во всем мире - от Японии до США. (Российские КИМы, заверила замдиректора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева, победили в конкурсе 2001 года и высоко котируются за рубежом).
Как одна из возможных форм оценки знаний учащихся ЕГЭ устраивает всех, подчеркнули участники "круглого стола". "Спор идет не о том, нужен ли ЕГЭ, а о том, насколько он монополизирует систему образования", - подчеркнул бывший министр образования, академик РАО Евгений Ткаченко. Тестирование должно сочетаться с другими формами аттестации и быть не разовым - на финальной стадии обучения, когда оно фактически "превращается в рулетку", - а постоянным и проводиться несколько раз в год.
Если ЕГЭ превратится в ЕГО (единое государственное оценивание), польза от него будет бесспорной, подчеркнули участники обсуждения.
А вот "монополизация ЕГЭ - это путь в коррупцию", которая держится сейчас "на полуправде, подмене понятий и непрофессионализме". "Даже Владимиру Путину вложили в уста тезис, что ЕГЭ дает равные возможности для поступления в вуз. На самом деле он обеспечивает равные возможности только для подачи в вуз документов", - подчеркнул Евгений Ткаченко.
При таком раскладе стоимость ЕГЭ представляется участникам "круглого стола" чрезмерной - в поступившем в Госдуму законопроекте она составляет 800 млн руб.
А в среднем "эксперимент в особо крупных размерах" ежегодно обходится госказне в $50 млн, дополнил картину академик Российской академии образования Александр Абрамов. И это в то время, когда из-за недофинансирования школы десятилетиями не могут позволить себе капремонта, а то и строительства туалета, отметил он.
Абсолютизированный ЕГЭ, по словам председателя одного из думских комитетов Сергея Глазьева, - не что иное, как "бюрократический маразм", усугубленный вдобавок "насаждением в школе начетничества". "Я не считаю, что ЕГЭ - оптимальная форма проверки знаний, но это не означает, что я против тестирования школьников. Тестирование, безусловно, нужно. Но в нашей стране такая форма проверки знаний еще мало разработана... А ЕГЭ пока - это показатель не знаний учащегося, а квалифицированности преподавателей той или иной средней образовательной школы. Что в свою очередь порождает коррупцию и взяточничество",- заявил он.
"Охотясь за учениками, с количеством которых будет тесно увязано финансирование школы, вся система школьного образования начнет работать исключительно на этот тест.
Учителя будут не давать знания, а натаскивать на правильные ответы ЕГЭ.
При этом государство будет их фактически подталкивать к тому, чтобы фабриковать результаты сдачи, в которых они будут кровно заинтересованы", - предостерег депутат. Таким образом, принятие законопроекта о ЕГЭ в его нынешнем виде, "неизбежно приведет к бюрократизации образования и выхолащиванию его содержания", - отметил он.
Пока, заручившись поддержкой ряда депутатов, Союз ректоров собирается снова направить в Госдуму свои поправки, чтобы восстановить неизвестно кем нарушенный компромисс. Одновременно ректоры будут апеллировать к Совету федерации - верхней палате парламента в случае принятия Думой закона о ЕГЭ, предстоит его утвердить. Если и там не найдется поддержки, ректоры, возможно, будут искать справедливости у Владимира Путина, поделился с "Газетой.Ru" Николай Гриценко. Ну а уж если и президент не поможет, то общественное движение "Образование для всех" грозится вывести на улицы российских городов тысячи протестующих. "Газета.Ru" будет внимательно следить за развитием событий.
По материалам сайта Газета.ru