ЕГЭ под контроль
Опубликовано 01 декабря 2006Качество и доступность - два краеугольных камня современного образования, считают участники Первой межрегиональной конференции "Образование и гражданское общество в Российской Федерации", которая прошла в Москве.
В столицу съехались учителя из 60 регионов России, а также представители более 300 некоммерческих организаций, специализирующихся в области образования. Как отметил, открывая форум, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, сегодня главное - наладить независимую оценку качества образования. В этом году Рособрнадзор собирается провести аттестацию примерно 20 процентов школ, для чего будут разработаны единые критерии оценки. Для проверки качества выбрали два "индикатора": здоровье детей и их социализация. Именно они, по мнению главы службы, наиболее реально отражают существующее в школах положение, а не "достигаются лишь за счет бумажной отчетности".
Виктор Болотов предложил общественникам взять под свой контроль проведение единого государственного экзамена. "Пусть Общественная палата сформирует гражданских наблюдателей, и мы ждем их. Я уверен, что от этого существенно повысится и доверие к ЕГЭ", - сказал он.
Взвешенной государственной политики в сфере образования можно добиться только через диалог между профессиональным сообществом, родителями, учениками, чиновниками и представителями бизнес-сообщества, согласился с руководителем Рособрнадзора председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов:
- От прежних времен нынешняя система образования унаследовала командно-административную систему руководства, что имеет свои негативные последствия. В большинстве своем вузы сегодня стали не центрами подготовки инноваторов, а фактически превратились в техникумы, - заявил он.
Важнейшая проблема, считает член Общественной палаты Александр Адамский, договориться о критериях результативности и качества образования. "Созданная сегодня переговорная площадка позволит нам двигаться дальше, - сказал Александр Адамский. - Мы стремимся к созданию гражданских институтов на разных уровнях - на школьном, муниципальном, региональном, которые бы практически профессионально занимались оценкой как качества образования, так и результатов системы образования".
Александр Адамский обратил внимание на следующий парадокс. Несмотря на то что за пять минувших лет расходы на образование в консолидированном бюджете РФ увеличились почти в три с половиной раза, а среднемесячная начисленная зарплата педагогов - больше чем в пять раз, недовольство российских граждан качеством образования и условиями его получения растет. И этому есть объективные причины. Так за последние три года по международным тестам PISA мы откатились на три позиции назад. 35 процентов школьных и вузовских зданий требуют ремонта, а 5 - находятся в аварийном состоянии.
Член Общественной палаты, доктор педагогических наук Любовь Духанина сделала в своем выступлении упор на воспитании одаренных детей. "В настоящее время в стране отсутствует система выявления талантов в школьном возрасте, из-за чего половина талантливых детей не могут реализовать свои возможности", - отметила она. Кстати, Любовь Духанина занимается разработкой общественно-государственного проекта "Выявление, отбор и поддержка одаренных людей" в рамках работы подкомиссии "По вопросам образа будущего поколения" Общественной палаты.
Участники конференции поддерживают курс приоритетного проекта "Образование" на существенную дифференциацию оплаты труда учителя в зависимости от качества, оценка которого осуществляется с участием общественных институтов. Лучшие учителя должны иметь право на лучшую заработную плату, символизирующую престижность и статусность их профессии.
По материалам Российской Газеты.