Болонский процесс глазами российских студентов
Опубликовано 01 декабря 2006В 2010 году Россия должна стать полноправным участником Болонского процесса, который подразумевает значительные перемены в системе высшего образования страны. Но между тем российские студенты вовсе не готовы учиться на бакалавров, смутно представляют себе, что такое студенческое самоуправление, а о зачетных кредитных единицах так и вообще не слышали.
Таковые неутешительные результаты исследования, которое провела среди учащихся 11 ведущих вузов страны Высшая школа экономики. Большая часть общества не готова к присоединению России к Болонскому процессу и видит в нем больше минусов, чем плюсов.
- Причем сопротивляются не только студенты, но и руководители вузов, - подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Наши профессора считают бакалавров недоучками. Более того, российская система - одна из самых закрытых в мире и вовсе не собирается раскрываться, судя по реакции ректоров. Болонский процесс предполагает открытость, а у нас, к примеру, учебные планы вывешивает на своих сайты лишь половина вузов. Не говоря уже о финансовых документах и программах отдельных курсов: эту информацию не скрывает лишь 20 процентов. Это нездоровое явление, которое нельзя объяснить никакой национальной спецификой.
Студенты подливают масло в огонь. В результате исследования выяснилось, что 20 процентов из них вообще ничего не знают о двухуровневом образовании по схеме "бакалавр-магистр". Абсолютное большинство по-прежнему хочет учиться пять лет и окончить вуз с дипломом специалиста, 36 процентов готовы получить степень магистра. В бакалавры готовы идти лишь 5 процентов опрошенных.
О том, что студент в принципе может быть мобильным и ездить на учебу в другие страны, слыхом не слыхивали около половины респондентов, собственно так же, как и об участии студентов в управлении вузами. Хуже всего дело обстоит с зачетными единицами (так называемые образовательные кредиты). Что это такое и с чем его едят, не знают 90 процентов российских студентов. А это, между прочим, один из основных принципов Болонской конвенции. Следуя ему, студент сам выбирает себе программу обучения в соответствии с будущей специальностью. И сдает работы, набирая очки-кредиты. Авторы исследования опасаются, что российские студенты не будут рваться набирать их или остановятся на тех дисциплинах, которые нужнее для будущей профессии, а на тех, которые легче сдать.
По материалам Российской газеты.